Меню сайта
ЭльЖур
Электронный журнал Электронный дневник Вход Наш опрос
![]()
|
Что такое рабочая программа![]() определяющим цели, задачи и содержание предмета, распределение учебного времени по видам занятий и разделам программы и содержит список учебной литературы. При составлении рабочей программы необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
реализации в образовательном процессе, с возможным внесением изменений и дополнений в содержание учебного пред-мета, последовательность изучения тем, количество учебных часов, зачетов с учетом специфики образовательного учреждения. Рабочие программы составляются для всех учебных предметов, факультативов, элективных курсов, спецкурсов. Для каждой формы обучения (очное, очно-заочное (вечернее), индивидуальное, экстернат и др.) составляются отдельные рабочие про-граммы с учетом особенностей контингента обучающихся. Рабочая программа может разрабатываться одним учителем или группой авторов. Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа учебного курса)В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательногоучреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Следовательно, рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса. Однако во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив Положением о рабочей программе педагога. Каждый учитель образовательного учреждения, опираясь на государственный образовательный стандарт и базисный учебный план школы, а также на примерные (типовые) учебные программы, составляет свою рабочую программу, которая является локальным и индивидуальным документом педагога. Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности. Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как: • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; • состояние здоровья учащихся; • уровень их способностей; • характер учебной мотивации; • качество учебных достижений; • образовательные потребности; • возможности педагога; • состояние учебно-методического и материально-технического • обеспечения образовательного учреждения. Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них. Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: • не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; • недостаточно обосновывается необходимость их разработки; • отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие; • не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом; • не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса. Требования к оформлению рабочих программ Текст рабочей программы педагога включает 9 основных структурных элементов: 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Содержание тем учебного курса. 4. Учебно-тематический план. 5. Календарно - тематический план. 6. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 7. Перечень учебно-методического обеспечения. 8. Список литературы (основной и дополнительной). 9. Приложения к программе. Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним. Данная структура Рабочей программы носит примерный рекомендательный характер. И все же перечислим основные требования к учебным рабочим программам педагогов. Титульный лист- полное наименование образовательного учреждения;- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, на которой изучается программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы Пояснительная записка- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;- концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимость); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели, задачи; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова¬ния по данному предмету (при наличии таковых); - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальны¬ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений учащихся; - инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений. Содержание тем учебного курса- перечень и название раздела и тем курса;- необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы:
Учебно-тематический план- перечень разделов, тем последовательность их изучения;- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - вид занятий (теоретические или практические, количество часов); Календарно - тематический план-Порядковый номер урока-Название раздела, темы урока -Количество часов -Тип урока -Элементы содержания -Требования к уровню подготовки (знать, уметь) -Виды контроля, измерители -Элементы дополнительного содержания -Форма урока (экскурсия, ролевая игра, круглый стол, конференция, дискуссия, диспут…) -Средства наглядности (ИКТ, демонстрации, оборудование, таблицы, иллюстрации, интерактивная доска, учебник…) -Домашнее задание -Дата (по плану, фактическая) Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программеВ данном разделе прописываются требования к- знаниям; - умениям; - компетенциям. Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся. Перечень учебно-методического обеспечения- методические и учебные пособия;- оборудование и приборы; - дидактический материал; - образовательные диски; - др. Список литературы (основной и дополнительной)- литература, использованная при подготовке программы;- литература, рекомендованная для учащихся; Приложения к программе- основные понятия курса;- списки тем рефератов; - темы проектов; - темы курсовых и творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации.
Перейти в » В начало страницы l Новости l О школе l Безопасность l Учительская l Ученикам l Родителям l Фотоальбомы l Видео l Музей l Комната отдыха l Каталог файлов
|
Site translation
Доп. меню
Поиск по сайту
Погода
В стране
Полезные ресурсы
|
||||||||||||||||||
Новости l О школе l Учительская l Ученикам l Родителям l Фото l Видео l Музей l Комната отдыха l В начало страницы