Меню сайта
ЭльЖур
Электронный журнал Электронный дневник Вход
|
Детская агрессияЧеловек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли… Эрих Фромм Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д. Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку: а) преодолеть трудности; б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка; в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд. Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятия ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если: а) оно следует немедленно за проступком; б) объяснено ребенку; в) оно суровое, но не жестокое; г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации. Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. Например, если в школе «легкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать. Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка. Требовательность оправданна тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме. В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им. Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка. Коррекция агрессивности в поведении детей- Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким-нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким-либо другим патологическим симптомом. Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы. Вот несколько советов: 1. Учитесь слышать своих детей. 2. Старайтесь делать так, чтобы только вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение. 3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции. 4. Умейте принять и любить их такими, какие они есть. Агрессивность ребенка проявляется, если: • ребенка бьют; • над ребенком издеваются; • над ребенком зло шутят; • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; • родители заведомо лгут; • родители пьют и устраивают дебоши; • родители воспитывают ребенка двойной моралью; • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка; • родители не умеют любить одинаково своих детей; • родители ребенку не доверяют; • родители настраивают ребенка друг против друга; • родители не общаются со своим ребенком; • вход в дом закрыт для друзей ребенка; • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу; • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят. Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
Перейти в » В начало страницы l Новости l О школе l Безопасность l Учительская l Ученикам l Родителям l Фотоальбомы l Видео l Музей l Комната отдыха l Каталог файлов
|
Доп. меню
Поиск по сайту
Погода
В стране
Полезные ресурсы
|
||||||||||||||||
Новости l О школе l Учительская l Ученикам l Родителям l Фото l Видео l Музей l Комната отдыха l В начало страницы