Меню сайта
ЭльЖур
Электронный журнал Электронный дневник Вход Наш опрос
Статистика
![]()
|
Карта - схема психолого - педагогической характеристики ученикаРаздел 1. Общие сведения о ребенке 1.1. Анкетные данные. 1. Дата и место рождения 2. Домашний адрес 1.2. Сведения о состоянии здоровья3. Сведение о родителя 1. Часто ли болеет (часто, средне, редко); 2. Хронические заболевания (какие); 3. Особенности функционирования нервной системы: • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим; • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений; • стабилен в проявлении настроения; • преобладает возбуждение; • возбуждение и торможение уравновешены; • преобладает торможение. 1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) 1.4. Внешкольные занятия (систематические) 1.Занятия общественно-полезным трудом (каким) 2. Занятия художественной самодеятельностью (какой); 3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких); 4. Занятия спортом (каким); _ 5. Занятия организационной работой (какой). Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка 2.1. Направленность интересов: 1. на учебную деятельность. 2. на трудовую деятельность. 3. на художественно-эстетическую деятельность. 4. на достижения в спорте, туризме. 5. на отношения между людьми. 2.2. Отношение к порученному делу: 1.Общественная активность • Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем. • Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое собственное время. • Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. • Редко принимает участие в общественных делах. • Отказывается участвовать в общественных делах. 2. Трудолюбие • Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. • Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки. • Редко охотно берется за работу. • Чаще всего старается уклониться от любой работы. • Всегда уклоняется от выполнения любого дела 3. Ответственность • Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело. • В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. • Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело. • Очень редко выполняет порученное ему дело. • Никогда не доводит до конца порученные ему дела. 4. Инициативность • Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания. • Довольно часто выступает зачинателем нового дела. • Редко сам начинает новое дело. • Почти никогда сам не начинает новое дело. • Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела. 5. Организованность • Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану. • В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу. • Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться. • Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени • Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. 6. Любознательность • Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры. • В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры. • Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. • Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. • Равнодушен ко всякого рода новым знаниям. 7. Аккуратность • Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. • Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности. • Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. • Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его. • Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество. 2.3. Отношение к людям 8. Коллективизм • Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку. • Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. • Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. • Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. • Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом «Не лезь не в свое дело» 9. Честность, правдивость • Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда это ему «невыгодно». • Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. • Часто говорит неправду ради собственной выгоды. • Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно. • Склонен всегда говорить неправду. 10. Справедливость • Активно борется с тем, что считает несправедливым. • Не всегда борется с тем, что считает несправедливым. • Редко выступает против того, что считает несправедливым. • Не добивается справедливости. • Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. 11. Бескорыстие • В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой. • Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. • Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой. • В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды. • В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды. 12. Общительность • Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. • Как правило, с удовольствием общается с людьми. • Стремится общаться с ограниченным кругом людей. • Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. • Замкнут, необщителен. 13. Чувство товарищества • Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. • Как правило, помогает товарищам. • Помогает товарищам, когда его просят. • Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи. • Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни. 14. Отзывчивость • Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами. • Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами. • Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей. • Почти не умеет сочувствовать другим. • Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него. 15. Вежливость, тактичность • Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям. • Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям. • Часто бывает невежлив и нетактичен. • Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры. • Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит. 2.4. Отношение к себе 16. Скромность • Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг. • Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах. • Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях. • Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения. • Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами. 17. Уверенность в себе • Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. • Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. • Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам. • Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. • Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки. 18. Самокритичность • Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков. • В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. • Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. • К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки. • Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. 19. Умение рассчитывать свои силы • Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные. • Как правило, верно соизмеряет свои силы с трудностью задания. • Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела. • В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела. • Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела. 20. Стремление к успеху, первенству • Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается. • Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области. • Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. • Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». • Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности. 21. Самоконтроль • Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки. • Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. • Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». • Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. • Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение». 2.5. Волевые качества личности 22. Смелость • Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. • В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. • Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого. • В большинстве случаев отступает перед силой. • Всегда отступает перед силой, трусит. 23. Решительность • Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. • В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение. • Иногда колеблется перед ответственным решением. • Редко решается принять какое-либо ответственное решение. • Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение. 24. Настойчивость • Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. • Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки. • Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. • Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. • Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. 25. Самообладание • Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. • Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. • Порой не умеет справиться со своими эмоциями. • Часто не может подавить нежелательные эмоции. • Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее. 2.6. Положение ребенка в школ е 26. Авторитет в классе • Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. • Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников. • Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п. • В классе авторитетом не пользуется. 27. Симпатия • Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. • В классе ребята относятся к нему с симпатией. • Пользуется симпатией только у части одноклассников. • Пользуется симпатией у отдельных ребят. • В классе его не любят. 28. Авторитет во внешкольных объединениях • Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная .школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания и т.п.). • Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спорт.школа, муз.школа, клуб, дворовая компания и т.п. ). • Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений. • Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется (спорт.школа, клуб, и т.п.). • Не является членом никакого внешкольного объединения. Раздел 3. Особенности психических проссов и эмоциональность 29.Внимание • Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает. • Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности. • Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их. • Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их. • Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. 30. П а м я т ь • При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко. • При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом. • Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. • Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала. • При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно. • Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки. 31.Мышление • Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. • Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения. • Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает. • В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач. • Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». 32. Э м о ц и о н а л ь н а я р е а к т и в н о с т ь • Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез взволновать рассказ, фильм. • Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко. • Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. • Живая эмоциональная реакция практически отсутствует. 33.Общий эмоциональный тонус • Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела. • Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни. • Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни. • По сравнению с товарищами менее активен и оживлен. • Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров. 34.Эмоциональная уравновешенность • Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек. • Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки. • Эмоционально уравновешен. • Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям • Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу. Примечание: задача данной карты – схемы – помочь учителю, классному руководителю, наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном счете выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс. Заполнение данной карты-схемы в основном строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо выбрать присущую ученику степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В этом случае в шаблоне по линейке подчеркивают нужное цветными линиями. Например: ученик подчеркивает синим цветом, родители – зеленым, учитель – красным.
Перейти в » В начало страницы l Новости l О школе l Безопасность l Учительская l Ученикам l Родителям l Фотоальбомы l Видео l Музей l Комната отдыха l Каталог файлов
|
Site translation
Поиск по сайту
Погода
В стране
Полезные ресурсы
|
||||||||||||||||||
Новости l О школе l Учительская l Ученикам l Родителям l Фото l Видео l Музей l Комната отдыха l В начало страницы