Меню сайта
ЭльЖур
Электронный журнал Электронный дневник Вход Наш опрос
![]()
|
Характеристика нарушений при умственной отсталости (УО)Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие поражения головного мозга (ЦНС) Этиология УО (по Сухаревой Г.Е., 1956)
Диагностические критерии УО
Характеристика нарушений при умственной отсталости (УО)
Степени УОМКБ – 9
МКБ – 10
Особенности эмоциональной сферы
Психомоторное недоразвитие проявляется в непродуктивности и недостаточности последовательных движений, в двигательном беспокойстве, суетливости, движения бедны, угловаты Личность. Низкий уровень осознанности мотивов, мотивы бедны и ситуативны Ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей Отмечается слабая дифференцированность в развитии межличностных отношений, со 2 класса начинают складываться отношения, основанные на личных симпатиях, но они еще избирательны и ситуативны На систему межличностных отношений влияет состояние ребенка, дефект умственного и физического развития Формирование самооценки запаздывает – в среднем звене наиболее адекватна Внимание. Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» все другие психические функции и виды деятельности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения Непроизвольное внимание УО сопровождается чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10-15 мин работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность, другие становятся вялыми и пассивными. Произвольное внимание УО. Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств УО детей. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Это обнаруживается в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик. Требуются большие усилия для привлечения внимания, фиксации, оно нестойкое, легко истощается. Это создает УО ребенку большие трудности и препятствия при овладении школьной программой, элементами самообслуживания. У так называемых возбудимых олигофренов особенно резко проявляется отвлекаемость, двигательная расторможенность, в то время как у заторможенных детей эти черты выражены в меньшей мере С возрастом, у учеников вспомогательной школы несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально развивающимся сверстникам Ощущения и восприятиеНедостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление об окружающем и себе самом.Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями,, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов. УО детям значительно больше времени требуется, чтобы воспринять предлагаемый материал, с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, медленный темп узнавания букв, цифр Им трудно различать объекты мало различающиеся по цвету, величине, форме Для УО учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением Отмечается узость объема восприятия, УО ребенок видит лишь тот объект, который в поле его зрения.Не улавливают смысла в сложных сюжетных картинках Трудности восприятия пространства. Сложным является восприятие времени ПамятьОбучение УО детей в большей мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний.Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Объем запоминаемого детьми с УО материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают УО дети. Точность и прочность запоминания детьми и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях. Память УО отличается замедленностью, непрочностью, неточностью воспроизведения, информация быстро забывается Неразвито логическое опосредованное запоминание, в то же время механическая память может оказаться сохранной Слабость памяти УО проявляется в трудностях не столько получения, сохранения, сколько ее воспроизведения Воспроизведение – сложный процесс, требующий большой волевой активности и целенаправленности Воспроизведение УО носит бессистемный характер, характерная особенность – привнесение того, что не было при запоминании, трудности при воспроизведении словесного материала Свойственна эпизодическая забывчивость – она связана с переутомлением н.с. , из-за общей ее слабости Чаще наступает состояние охранительного торможения, поэтому очень важно соблюдать режим дня и отдыха Большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях Важно модифицировать повторения, устанавливая таким образом разнообразные связи между новым и уже известным детям материалом. Определенную помощь при запоминании может оказать смысловая группировка материала, а также соотнесение слов с соответствующими картинками или другим наглядным материалом. МышлениеМышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень.Мышление УО
Легкая степень УО
Система обучения детей с нарушением интеллектаПринцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования.УО дети ставят перед собой невысокие цели и довольствуются минимальным успехом, хотя могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Например, если ребенок считается отстающим, взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели Развитие отношения к учению у детей с УО происходит медленно и неустойчиво Педагогическая оценка является фактором формирования положительного отношения к учению, если уч-ся правильно понимают содержание оценки и критерии оценивания Доброжелательное отношение педагогов к ученикам – одно из условий, формирующих положительную учебную направленность учеников Организационные формы работы с родителями
Перейти в » В начало страницы l Новости l О школе l Безопасность l Учительская l Ученикам l Родителям l Фотоальбомы l Видео l Музей l Комната отдыха l Каталог файлов
|
Site translation
Доп. меню
Поиск по сайту
Погода
В стране
Полезные ресурсы
|
||||||||||||||||||
Новости l О школе l Учительская l Ученикам l Родителям l Фото l Видео l Музей l Комната отдыха l В начало страницы