Меню сайта
ЭльЖур
Электронный журнал Электронный дневник Вход Наш опрос
![]()
|
ПМПК в системе оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровьяСкачать презентацию Роль и место ПМПК в системе оказания помощи детям с ОВЗ ПМПК –психолого-медико-педагогическая комиссия. Дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие физический и (или) психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных образовательных условий. Категории лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями):• дети с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие;• дети с нарушениями зрения : незрячие, слабовидящие; • дети с нарушениями речи; • дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; • дети с задержкой психического развития; • дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые); • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; • дети с нарушением поведения (с девиантным поведением); • дети со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями ФАКТОРЫ РИСКА ПОЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ• отягощенная наследственность;• патология беременности или родов у родителей; • хронические заболевания у родителей; • неблагоприятные экологические ситуации; • профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка; • курение матери во время беременности; • алкоголизм родителей; • неполная семья; • неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе; • развитие новых технологий, которые приводят к еще не изученным последствиям (новые продукты питания, новые лекарства и т. п.) • изменение темпа жизни; • разрушение института семьи; • разрыв в межпоколенческих связях; • частая смена жительства; • изобретение компьютера, Интернета, широкое распространение телевидения; • успехи медицины; • демографическая яма, связанная с отложенными рождениями 1990 – 1993 годах; • дети, рожденные в период перестройки и сразу после нее. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙВосемь видов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии:I вид – для глухих Школьная ПМПКЦель: своевременное выявление и комплексное диагностическое обследование детей для определения специальных образовательных потребностей и программы обучения, обеспечивающих полноценное развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Задачи: выявление детей с ОВЗ, диагностика отклонений в развитии детей, отслеживание динамики развития ребенка и уточнение ранее данных рекомендаций, организационно-методическая помощь педагогам. На территории Калининградской области функционируют две территориальные психолого-медико-педагогические комиссии: - для комплексного обследования детей дошкольного возраста; - для комплексного обследования детей школьного возраста. Территориальная и центральная комиссии осуществляют свою деятельность по адресу: г. Калининград, ул. Гостиная, д.7. Режим работы комиссий: Понедельник 9.30 -14.00 Вторник 9.30 -14.00 Четверг 9.00-17.00 (выезды в муниципальные образования). Запись на ПМПК по тел. 93-42-91 Специалисты ПМПК работают непосредственно в помещении комиссии, в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, выезжают для обследования детей по месту их жительства, в том числе в районы области. В своей работе по определению программы обучения ПМПК руководствуется Законом РФ «Об образовании» и соответствующими инструкциями по приему детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов, с учетом соблюдения прав родителей (лиц, их заменяющих). Прием детей ПМПК осуществляется по инициативе родителей (лиц, их заменяющих) или при их согласии, а также по инициативе учреждений и органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, общественных организаций. Основными направлениями деятельности Комиссий являются:• проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - Обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;• подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и условий местного социума; • подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и условий местного социума; • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении; • взаимодействие с образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; • оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида; ПМПК предоставляется право затребовать следующие документы:1)паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, установленный федеральным законодательством;2)документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения, учреждений системы здравоохранения и других учреждений, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; 3)свидетельство о рождении ребенка и копию данного документа; 4)выписку из истории развития ребенка; 5)заключения врача-невролога, врача-офтальмолога, врача отоларинголога (сурдолога), врача-психиатра на отдельных бланках; 6)педагогическое представление или характеристику из образовательного учреждения, если ребенок является обучающимся или воспитанником; 7)выписка из решения педагогического совета (консилиума) о направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию; 8)письменные работы по русскому (родному) языку, математике (для детей школьного возраста), рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, отражающие особенности его развития. 9)результаты углубленного психологического исследования (для детей старше 12 лет). 10)законные представители ребенка, оставшегося без попечения родителей, воспитывающегося в семье опекуна (попечителя) или в приемной семье, дополнительно представляют документ (акт органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном, попечителем, приемным родителем, или патронатным воспитателем). Состав и организация работы
Основные принципы деятельности ПМПК• Принцип семейно-центрированности – специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей.• Принцип партнерства – деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с ребенком и его семьей; • Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребенке и семье, действующих в рамках технологии профессионального взаимодействия. • Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи в программу обслуживания. • Принцип открытости - ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его развитием; • Принцип конфиденциальности – информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи. • Принцип уважения к личности ребенка – специалисты ПМПК принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития. • Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания. • Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка. • Принцип информированного согласия – ПМПК дает родителям / законным представителям достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи. Задержка конституционального происхожденияПРОЯВЛЕНИЯ:- отставание психического развития от паспортного возраста; - основной фон настроения преимущественно положительный ( перепады в настроении бывают редко, обиды забываются быстро); - Незрелость эмоционально-волевой сферы ( выполняет то, что непосредственно связано сего интересами) - - незрелость предпосылок интеллектуального развития. ПРОГНОЗ: Благоприятный ПОМОЩЬ: - Выявление таких детей в дошкольном возрасте; - Раннее начало коррекционной работы; - Целенаправленное педагогическое воздействие в доступной ребенку занимательной форме ОБУЧЕНИЕ: - Обучение не с 7, а с 8 лет; - Направление по решению школьного консилиума в класс компенсирующего обучения. Если такого класса в школе нет, то возможно дублирование первого класса. Задержка соматогенного происхожденияПРИЧИНЫ:Перенесенные в раннем детстве заболевания, влияющих на развитие мозговых функций (хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия). ПРОЯВЛЕНИЯ: - большие трудности в адаптации к новой сфере; - настроение пониженное; - мотивация достижения снижена; - аффективное торможение; - своеобразное изменение личности; - критическое отношение к своим затруднениям. ПОМОЩЬ: Систематическая лечебно-педагогическая помощь. ОБУЧЕНИЕ: 1) школы санаторного типа; 2) класс компенсирующего обучения. Если такого нет, необходимо создать в условиях общеобразовательного класса охранительный медикаментозно- педагогический режим. Задержка психогенного происхожденияПРИЧИНЫ:Неблагоприятные условия воспитания (гипоопека или гиперопека) ПРОЯВЛЕНИЯ: При гипоопеке: -аффективность (импульсивные, взрывные реакции); - безвольное следование влечениям; - интеллектуальны пассивны; -в поведении проявляется индивидуализм При гиперопеке: - несамостоятельность; - пассивность; - забитость; - повышенная тревожность - низкий уровень анализирующего наблюдения; - слабо разграничивают существенные и несущественные признаки; - затрудняются при установлении признаков сходства; - недостаточно используют обобщающие слова; - интеллектуально пассивны; - внимание неустойчиво; - повышенная агрессивность(или покорность или приспособленчество) ПОМОЩЬ: Индивидуальный подход, интенсификация обучения ОБУЧЕНИЕ: класс компенсирующего обучения. ЗПР церебрально- органического происхожденияПРИЧИНЫ:- патология беременности (тяжелый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, гепатит, алкоголизм или наркомания матери или отца); - родовые патологии ( недоношенность, родовая травма, асфиксия); - тяжелые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция, тяжелые инфекционные заболевания) ПРОЯВЛЕНИЯ: - незрелость эмоционально-волевой сферы; - дезадаптивные формы общественного поведения; - сниженный уровень познавательной активности; - недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий ПОМОЩЬ: Систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка: - адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся; - усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся; - обучение выполнять инструкцию с несколькими заданиями; - проверка учеником качество своей работы; - четкое обобщение каждого этапа урока. ОБУЧЕНИЕ: - школа для детей с ЗПР; - классы выравнивания в общеобразовательной школе. ПРОГРАММЫ и учебно-методические комплекты для детей с задержкой психического развития
Программы даны в двух вариантах:I вариант — для детей, у которых задержка психического развития проявилась в период обучения в I классе массовой школы.Они направляются в специальные школы и классы выравнивания для детей с задержкой психическою развития во II класс и обучаются за курс начальной массовой школы четыре года (II, II доп.,III, IV классы). II вариант — для детей, у которых задержка психического развития выявлена в дошкольном возрасте. Они направляются в подготовительные классы специальных школ, специальные классы выравнивания и обучаются за курс начальной массовой школы пять лет (подготовительный, I, II, III, IV кл.).
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ - стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) ПРОГРАММЫ и учебно-методические комплекты для детей с интеллектуальной недостаточностьюПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видаАвторы: А. К. Аксенова, А. П. Антропов, И. М. Бгажнокова, И. А. Буравлева, С. И. Веневцев, Н. Г. Галунчикова, Л. В. Гомилка, Б. Б. Горскин, А. А. Дмитриев, И. Ю. Жуковин, С. Ю. Ильина, С. А. Кустова, Т. М. Лифанова, Н. Б. Матвеева, М. Н. Перова, М. Ю. Рау, Л. В. Смирнова, Е. Н. Соломина, М. Б. Ульянцева. Научный руководитель проекта канд. психолог, наук, проф. И. М. Бгажнокова. Все программы, включенные в сборник, имеют гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми школьного возраста.
Перейти в » В начало страницы l Новости l О школе l Безопасность l Учительская l Ученикам l Родителям l Фотоальбомы l Видео l Музей l Комната отдыха l Каталог файлов
|
Site translation
Доп. меню
Поиск по сайту
Погода
В стране
Полезные ресурсы
|
||||||||||||||||||
Новости l О школе l Учительская l Ученикам l Родителям l Фото l Видео l Музей l Комната отдыха l В начало страницы