Меню сайта
ЭльЖур
Электронный журнал Электронный дневник Вход Наш опрос
Статистика
![]()
|
Рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока. ПродолжениеСтаршая школа 10-11 классы «Конституция Российской Федерации и гражданское общество». Единый урок Конституции Российской Федерации в 10-11 классах может быть проведён в форме занятия дискуссионного клуба, на котором обсуждается реализации конституционных прав и свобод в условиях гражданского общества. Учитель или ведущий из числа обучающихся формулирует вопросы, которые задаются участникам дискуссионного клуба. Дискутанты могут задавать ведущему или товарищам встречные вопросы, которые не должны отклоняться от общей темы «гражданское общество – права человека».Материал для учителя Август 1991 года подвёл черту под существованием советского строя в нашем государстве. Конституция Российской Федерации 1993 года, построенная в точном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, предоставляет гражданам самые разнообразные личные, гражданские, политические, социально-экономические и культурные права человека. Может даже сложиться впечатление, что борьба за их реализацию уже закончена. Однако, как свидетельствует история советских конституций, наличие в них тех или иных прав ещё не является гарантией их реализации.
Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и государством. С одной стороны, оно позволяет личности, координируя с другими людьми свои действия, воздействовать на государство с целью облегчения реализации своих интересов и потребностей. С другой стороны, гражданское общество позволяет охранять частную жизнь граждан от излишнего вмешательства государства.
Гражданское общество не может существовать без гражданского образования. Гражданское образование должно быть важным для всех: пенсионеров, молодых людей. В гражданском образовании главное - опыт изучения реальной жизни, изучение своих прав и опыт их реализации. Это опыт того, как мы учимся находить общий язык и решать совместные дела.
Заканчивается единый урок для всех классов обобщающим словом учителя о значимости Конституции Российской Федерации и предложением учителя участвовать во Всероссийском конкурсе школьников на лучшее знание Конституции Российской Федерации (10 мин). СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.- М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. то же. 2-е изд. М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000. 2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Инфра-М, 1996. 3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-м - норма, 1997. 4. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы/Авт. Е.В. Пчелов. М.: Русское слово. 2002. 5. Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. М.: Просвещение. 2002. 6. Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО. 2002. 7. Государственные символы России. Учебное пособие для основной школы/Авт. В.А. Клоков, В.В. Кружалов. М.: Новый учебник. 2002. 8. Информационно-справочные материалы, предоставленные Государственной Думой. 9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. -М.: Фонд "Правовая культура", 1996. 10. Конституция Российской Федерации. 11. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007. 12. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. - М., 2004. 13. Моя Родина - Россия. Учебное пособие для основной школы/Авт. кол. Института военной истории Минобороны России. М.: Триада-Ф. 2002 14. Российская государственная символика/Авт. Н.А. Соболева. М.: Владос. 2002. 15 15. Символы российской государственности: история и современность. Методические рекомендации для учителей средней (полной) школы/Авт. В.К. Романовский. М.: Русское слово. 2002. 16. Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. Изд. 4-5-е, перераб., доп. – Р-н-Д.: Феникс, 2008, 2012. Приложение 1 Тезисы вступительной речи учителя начальной школы Дорогие ребята, 12 декабря 2013 г. в нашей стране государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства, в становлении и развитии демократического общества - 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны. Конституция Российской Федерации определяет его общественное и государственное устройство страны, закрепляет основы конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России. Вряд ли есть люди, которые бы не знали о том, что в нашем государстве есть Конституция. Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции, государственной символики происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание неповторимости родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству. «Пренебрежение Конституцией есть пренебрежение самими основами российской государственности» (политолог Федор Бурлацкий). Сегодня наш первый урок посвящается Конституции Российской Федерации. Тезисы вступительной речи учителя основной и старшей школы Конституция 1993 года — Основной закон нашего государства. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе Российской Федерации. В ней закрепляются идеи определяющие характер общества и государства, базовые принципы экономической, политической, социальной и духовной сферы жизни государства. В конституционных нормах российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах - и свою национальную идею. Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму государства и структуру его устройства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всей правовой системы, фундамент её развития. По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула - это вводная часть, предшествующая тексту Конституции. Она не содержит правовых норм, однако имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и предопределившие ее содержание. Преамбула констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества. В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:
Конституция Российской Федерации состоит из двух разделов. Первый раздел содержит собственно текст Конституции и включает девять глав: 1. Основы конституционного строя. Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. 2. Права и свободы человека и гражданина. 3. Федеративное устройство. В этой главе развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 "Основы конституционного строя". В частности, в ней указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Там же определено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. 4. Президент. В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых органами власти всех уровней. В этом, в частности, заключается смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. 5. Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. 6. Правительство Российской Федерации. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено в ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к этому федеральному органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность. 7. Судебная власть. В главе 7 утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти. 8. Местное самоуправление. В этой главе конкретизированы положения об основах конституционного строя, касающихся самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Закрепленная в Конституции Российской Федерации модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института. 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции. В гл. 9 регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей. Второй раздел Конституции Российской Федерации носит название «Заключительные и переходные положения». Там юридически закреплены положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы власти. Заключительное слово учителя Сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма. цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
Перейти в » В начало страницы l Новости l О школе l Безопасность l Учительская l Ученикам l Родителям l Фотоальбомы l Видео l Музей l Комната отдыха l Каталог файлов
|
Site translation
Поиск по сайту
Погода
В стране
Полезные ресурсы
|
||||||||||||||||||
Новости l О школе l Учительская l Ученикам l Родителям l Фото l Видео l Музей l Комната отдыха l В начало страницы