К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы
и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в
составе загаданных слов. Словесные задачи основаны на разделении слов
на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или
сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно
меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений. Разберем основные виды словесных задач.
Шарада.Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из
нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой
отдельное слово, например "пар-ус", "вино-град", "бой-кот" и т. п. Для
отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее
образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно
отгадать.
Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово "парус":
Три буквы облаками реют: Две видны на лице мужском А целое порой белеет "В тумане моря голубом".
Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова.
Метаграмма.
Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или
нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид
словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать
слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все
остальные слова.
С "б" смертельной я бываю, С "м" меха я пожираю, С "р" актеру я нужна С "с" для повара важна. (боль, моль, роль, соль)
Логогриф.
Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме одна буква
заменяется другой, а в логогрифе какая-нибудь буква отнимается совсем
или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове "плот"
после первой буквы вставить букву "и", то получится слово "пилот".
Анаграммы.
Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово,
имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например:
"липа"— "пила".
Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: "нос" — "сон".
Шарады
Метаграммы
1. Начало деревом зовется, Конец — читатели мои, Здесь в книге целое найдется, И в каждой строчке есть они.
2. Первое я в удивлении восклицаю, Второе с книжной полки я снимаю, Когда же Первое с вторым соединится, Получится мельчайшая частица
3. Часть танца — слог мой первый, Вино — мой слог второй, На целом перевозят Чрез реку бечевой.
4 Мой первый слог — предлог, И во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа
5 Начало — голос птицы, Конец на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда
6 Первый слог найдешь средь нот, А второе — бык несет. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути,
7 Мое начало есть в свинце, И в серебре, и в стали, А корабли в моем конце Вчера к причалу стали И если дружен ты со мной, Настойчив в тренировках, Ты будешь в холод, в дождь и зной Выносливым и ловким.
8 Мой первый слог Найдешь тогда, Когда в котле, Кипит вода, Местоименье — слог второй, А в целом — Школьный столик твой
1. С "д" из года в год встречаем, С "т" за нами ходит вслед, С "п" в лесу мы замечаем, С "л" труду наносит вред.
2. С "г" — полезное растение, С "ш" пугает нас порой, С "п" несет нам разрушение, С "в" навалена горой.
3. С буквой "т" его все знают — Он с собой весну несет;
С буквой "ш" всегда играют, Коль в строю отряд идет.
4. С "м" я в море, С "в" я в поле, С "п" я в доме, С "г" в футболе.
5. На мне качаясь, птичка весела, И чувствует она себя прекрасно, Но только с "в" для птички я мила, А с "с" я для нее опасна.
6. Конечно, метаграмма эта Весьма проста и несложна:
Я с "у" — далекая планета, А с "и" — я в Азии страна.
7. С "п" людей я развлекаю, Всякой скуки ярый враг. С "з" по полю удираю От охотничьих собак.
8.Мне не пройти в ветвистый лес Мои рога в ветвях застряли. Но обменяй мне "л" на "с" — И листья леса все завянут.
9. Я не груша и не слива, А другой душистый плод. Пожелаю стать заливом — Это вмиг произойдет. Только нужно для того "А" поставить вместо "о".
10. С буквой "к" меж берегов Я теку привольно. С буквой "с" я без зубов, Но кусаюсь больно.
Логогрифы
Анаграммы
1. Я глубока и многоводна, И ты, как все, гордишься мной, А если букву мне прибавишь, Я птицей сделаюсь лесной.
2. По морю двигаюсь я вплавь, Хвостом хоть лодку опрокину Но букву "р" в меня прибавь — И сразу островом застыну.
3 Я в синем море под волнами Ползу тихонько иль лежу, Но с "к" я в летний день над вами Порой назойливо жужжу
4. Мы резким голосом кричим И ковыляем так комично. Но вставь нам "л", и зазвучим Тогда довольно мелодично.
5 Я здоровью основа; Слева букву возьми — И морским стану словом;
Букву справа сними — Я предмет увлеченья — На собраниях и в прениях
1 Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь — В кастрюлю я полезу.
2. Читайте слева вы меня, И псом презлющим буду я. Но времени я буду счет, Когда прочтешь наоборот.
3. Не раз в оркестрах я звучала, Мой голос струнный так певуч: Но "ф" мое поставь сначала, И я во тьму направлю луч.
4 Я дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня повсюду; Но слоги переставь во мне — И воду подавать я буду.
5. Взглянув на карту, ты узнаешь, Что я французская река, Но если буквы переставишь, Укрою я в себе зверька.
Использованы материалы сайта http://mihschool-1.ucoz.ru/