Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 03.12.2016, 13:37
Приветствую Вас Гость | RSS

СОШ в пос. Михайлово

Меню сайта
ЭльЖур
Электронный журнал
Электронный дневник
Вход
Эл. детский сад
Электронный
детский сад
Вход
Наш опрос
Самая активная категория участников на сайте:

Всего ответов: 7111
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0


Сайты школ Гусевского района Калининградской области
Определи день недели
День
Месяц
Год
«Учителю физики и его ученикам»


Каталог файлов

Главная » Файлы » Олимпиады » Биология

Олимпиада по биологии 2012 год. Школьный этап.

[ Скачать с сервера (42.1Kb) ] 28.10.2012, 22:45
Олимпиада по биологии 2012 год. Задания, ответы,инструкции по проверке.  Школьный этап.

Ниже приводятся задания для 9 класса.

Олимпиада по биологии. 9 класс. Общее время выполнения работы – 1 час (60 минут)

Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один - верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его.      (Количество баллов – 10).
1. Женский гаметофит голосеменных формируется из:
а – мегаспоры; б – нуцеллуса; в – архегония; г – антеридия.
2. В листе молекулы воды проходят восходящий путь:
а – устьице – мезофилл – ксилема; б – ксилема – мезофилл – устьице; в – флоэма — ксилема — мезофилл; г – флоэма – мезофилл — устьице.
3. Зародышевая оболочка млекопитающих, непосредственно контактирующая со стенкой матки и обеспечивающая питание зародыша:
а – амнион; б – хорион; в – аллантоис; г – бластодерма.
4. Споры с элатерами имеет:
а – щитовник мужской; б – плаун булавовидный; в – хвощ полевой; г – селагинелла.
5. Кожные покровы хрящевых рыб имеют чешуи:
a – ганоидные; б – космоидные; в – костные; г – плакоидные.
6. Поверхностная мембрана нервной клетки в состоянии покоя снаружи:
а – может иметь как положительный, так и отрицательный заряды; б – имеет отрицательный заряд; в – имеет положительный заряд; г – не имеет заряда.
7. У растений из протодермы конуса нарастания образуется ткань:
а – механическая; б – проводящая; в – покровная; г – запасающая.
8. Для хордовых характерна полость тела:
а – первичная; б – вторичная; в – смешанная; г – отсутствует совсем.
9. Тканью, из которой формируются длинные жесткие волокна в стебле сельдерея, является:
а – эпидермис; б – колленхима; в – склеренхима; г – паренхима
10. Главным органом, осуществляющим синтез глюкозы из молочной кислоты, является:
а – печень; б – селезенка; в – эпителий кишечника; г – почки.

Задание 2. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их. (Количество баллов – 10).
1. Для папоротниковидных характерны следующие признаки:
а – улиткообразное почкосложение; б – членистый стебель; в – сорусы; г – спороносные колоски; д – споры с элатерами.
2. Лимфатическая система:
а – берет начало от лимфатических капилляров; б – содержит участки, называемые узлами, которые качают кровь через лимфатические сосуды; в – возвращает жидкость и белки в систему кровообращения; г – является важной системой в предотвращении заболеваний; д – не содержит лейкоцитов.
3. Для проводящих клеток ксилемы характерны:
а – крупные вакуоли; б – отсутствие цитоплазмы; в – наличие перфораций или пор в клеточных стенках; г – утолщенные клеточные стенки; д – многоядерность.
4. Для дыхания человека свойственны:
а – автоматия; б – зависимость от содержания СО2 в крови; в – независимость от корковых отделов головного мозга; г – зависимость от рецепторов растяжения легких.
5. Общими признаками для рептилий и птиц являются:
а – эмбрион защищен зародышевыми оболочками; б – на коже есть роговые чешуи; в – продуктом выделения является мочевая кислота; г – имеют постоянную температуру тела; д – дышат только легкими.

Задание 3   Задание со свободным ответом. За каждое верно изложенное положение – 0,5 баллов. Общее количество баллов – 5, 5.
У некоторых рыб плавники видоизменились так, что и на плавники не похожи. Приведите примеры, указав, у каких рыб, какие плавники и как видоизменились.

Задание 4. Задание со свободным ответом. За каждое верно изложенное положение – 2 баллов. Общее количество баллов – 4.
Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает. Согласно одной гипотезе это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь какие-то вещества, влияющие на сосуды, согласно другой гипотезе, когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает к сосудам сигналы, меняющие кровяное давление. Какие эксперименты надо поставить для проверки этих гипотез?
Задание5. Задание со свободным ответом. За каждое верно изложенное положение – 0,5 баллов. Общее количество баллов – 4.
Каким образом в растительных сообществах одни виды могут вытеснять другие?
 
Ответы к заданиям 9 класса:
Задание 1.  (10 баллов)
Правильные ответы:   1-а;   2-б;   3-б;   4- в;   5- г;   6- в;   7-в;   8-б;   9-в;   10-а.
Задание 2.  (16 баллов)
Правильные ответы:   1-а, в;   2-а, в, г;   3-б, в, г;   4- а, б, г, д  ; 5- а, б, в, д.
Задание 3.
Ответ.    (5,5 баллов)   Плавники могут преобразовываться в средства защиты - колючки, иглы, иногда с протоками ядовитых желез (колюшка, ерш, бычки, скорпена и др.)  (0,5 балла).      Плавники могут использоваться также для маскировки под предметы окружающей среды (конек-тряпичник) (0,5 балла). Плавники могут использоваться как средство прикрепления для рыб, живущих в реках с быстрым течением или в отливно - приливной зоне моря (бычки)  (0,5 балла), а также как средство передвижения по дну  (0,5 балла), по суше  (0,5 балла)   или по воздуху (0,5 балла)    (летучие рыбы, тригла, илистый прыгун). У лабиринтовых рыб плавники преобразуются в органы осязания  (0,5 балла)   (осязательные нити, осязательные усики). У удильщиков плавники преобразуются в приманку для ловли добычи  (0,5 балла). Плавники некоторых живородящих рыб с внутренним оплодотворением преобразуются в семяпроводник (гуппи, меченосцы)  (0,5 балла). Иногда плавники превращаются в дополнительное средство дыхания, например, дыхательные грудные плавники многоперов, пронизанные густой сетью сосудов (0,5 балла). Наконец, у аквариумных рыб плавники могут меняться не в результате изменения их функции при адаптации к тем или иным условиям среды, а в результате селекции, когда человек отбирает аквариумных рыб, исходя из эстетических критериев (например, вуалехвосты)  (0,5 балла).
Задание 4     (4 балла)
Ответ.     Можно предположить разные варианты опытов. Первый вариант: блокировать передачу сигналов от нервов к мышцам, например, кураре, а затем подать сигнал, на который обычно животное отвечало выученным движением. В этих условиях мышцы реально работать не будут, несмотря на желание животного совершить движение (сигналы по мышечным нервам будут идти, но они не вызовут сокращений мышц). Если в этих условиях давление будет меняться, то это значит, что изменения вызывают сигналы, приходящие от мозга (конечно, этот опыт не доказывает, что давление меняется только от этих сигналов; для такого вывода требуются дополнительные эксперименты)  (2 балла).
Второй вариант: денервированная мышца искусственно раздражается током; мозг не участвует в сокращениях мышцы и не получает сведений про ее работу. Если в этих условиях давление изменится, то вещества, выделяемые мышцей, могут влиять на кровяное давление (и тут опыт не доказывает, что это единственный источник влияния на кровяное давление) (2 балла).  Опыты с перекрестным кровообращением для проверки обсуждаемых гипотез явно не годятся   во-первых, в крови могут быть как вещества, выделяемые мышцей, так и нераспавшиеся медиаторы, во-вторых, вещества, содержащиеся в крови, могут влиять не на сосуды, а на какие-то нервные центры, что не позволяет сделать выбор между предложенными гипотезами.
Задание 5    (4 балла)
Ответ.     Прежде всего, можно указать несколько достаточно широко распространенных и достаточно прямых способов влияния растений друг на друга. Растение может побеждать конкурента в борьбе за свет, вытесняя его. Так, растения верхнего яруса с густой кроной (липа мелколиственная, ель европейская) используют основную часть света, необходимого для фотосинтеза. Растения, быстрее растущие после прорастания, затеняют соседей, тормозя их рост   (0,5 балла). Растения с более развитой корневой системой могут отбирать у своих конкурентов воду и неорганические соли (0,5 балла). Растение может выделять в почву корневые яды - колины, мешающие росту других растений   (0,5 балла). Так, белая акация мешает росту других растений. Черника не дает прорастать лесной сосне. Майский ландыш, поселяясь под кустами дикой сирени, вытесняет этот вид. Однако такого рода химические взаимодействия характерны, главным образом, для эволюционно несопряженных видов растений, происходящих из разных сообществ. Растение может изменить состав почвы   (0,5балла). Например, опавшие иглы ели приводят к повышению кислотности почвы, делая ее непригодной для роста лип и вязов. При заболачивании лесов мхом сфагнумом меняются все свойства почвы, что приводит к вытеснению практически всех растений сфагнумом. Еще один путь вытеснения - лучшее привлечение опылителей за счет более сильного запаха, больших запасов нектара   (0,5 балла). К этому близко образование большого числа семян или плодов, лучшая их защищенность, более надежное прорастание   (0,5 балла). Один из видов может вытеснить другой, если первый более устойчив к вредителям   (0,5 балла). Из двух видов в сообществе может сохраниться только один при появлении в сообществе достаточно активного фитофага с избирательным питанием. Наконец, один из видов может вытеснить ряд других, когда нарушается экологическое равновесие системы за счет появления в ней нового вида, не имеющего в данном сообществе естественных врагов, которые регулируют численность других растений   (0,5 балла). Классический пример такого "биологического взрыва" - опунция в Австралии.


Похожие материалы:
Категория: Биология | Добавил: admin | Теги: подготовка, олимпиада по биологии, задания, олимпиада, подготовка к олимпиаде по биологии, ответы, биология
Просмотров: 5142 | Загрузок: 364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Site translation
Поиск по сайту
Погода
В стране
Последнее фото


Перейти к региональной горячей линии

Муниципальная горячая линия
Праздники России
Детские радости

Интернет урок

Протестировать скорость
Вашего Интернета















Новости   l   О школе  Учительская  l  Ученикам    Родителям   Фото  Видео Музей l  Комната отдыха  l   В  начало страницы

Понравилась страница? Добавь в закладки и поделитесь ею со своими друзьями!  Добавить закладку в ВКонтакте Добавить закладку в Мой Мир Добавить закладку в Twitter Добавить закладку в Facebook Добавить закладку в Livejournal Добавить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки

Михайловская школа. Сайт для учеников, родителей, учителей ©14 декабря 2010 года - 2016  
При полном или частичном использовании материалов сайта активная ссылка на http://mihailovoschool.ucoz.ru/ обязательна.