Исходя из практики проблемного обучения, выделяются следующие методы: использование проблемного вопроса, использование проблемной ситуации, использование проблемного урока. Под проблемным вопросом понимается такой вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Например, простой вопрос: "Когда была битва на Чудском озере?” Проблемный вопрос: "В чем причина поражения немцев на Чудском озере?” Проблемная ситуация представляет собой сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения нескольких уважаемых людей. Пример. После окончания Бородинской битвы Наполеон собрал свой штаб и сказал: "Господа, я вас поздравляю, вы победили на Бородинском поле”. Кутузов шлет донесение царю: "Государь, я Вас поздравляю, Вы победили на Бородинском поле”. Так кто же победил на Бородинском поле? Проблемные ситуации можно создавать различными способами: 1. Проблемная ситуация как введение к новой теме. 2. Составление плана темы. 3. Определение главной идеи. 4. Подбор определенных высказываний авторитетов в глазах школьников. 5. Написание творческих работ по теме. 6. Показ кинофильмов, схем, рисунков, чертежей, постановка вопросов перед показом. 7. Проведение измерений, опытов, наблюдений. 8. Анализ столкновения учащихся с жизненными явлениями. Фактами, предметами, требующими теоретического объяснения (гром и молния) 9. Путем создания жизненной ситуации; организации практической работы. 10. Побуждение учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса. 11. Формулирование гипотезы и организация исследования с целью создания проблемной ситуации. 12. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Возникающие при этом познавательные затруднения используются для активизации мыслительной деятельности. 13. Дать учащимся исследовательские задания как средство создания проблемной ситуации (вырастить кристалл поваренной соли). 14. В старших классах проблемная ситуация может создаваться и по теоретическим вопросам, а не только по жизненным ситуациям