Ведущей целью построения модели школы с
разноуровневой дифференциацией является создание педагогических условий для
включения каждого ученика в деятельность соответствующую его зоне ближайшего
развития. Зарождение замысла подтолкнула необходимость отказа от повсеместно
распространенного клише урока, напоминающего по сути театр одного актера с
несколькими статистами, регулярно дающими ответы на вопросы учителя, и с
большей частью класса, требования к которой сводятся к присутствию и соблюдению
тишины.
Анализ психолого-дидактической литературы позволяет
сделать вывод о том, что недостатки традиционной классно-урочной системы во
многом обусловлены объективными причинами, прежде всего психологического
характера. В любом учебно-воспитательном процессе учитель имеет дело с
индивидуальностями, характеризующимися различными склонностями, способностями,
интересами, возможностями, потребностями и мотивами, особенностями темперамента
свойствами мышления и памяти, эмоциональной сферой, способностями к научению и
прочими особенностями. Самое простое, биологически обусловленное распределение
людей по предпочитаемым видам деятельности (в подгруппах: человек -
природа-техника-человек-знаковая система - художественный образ) по
статистическим законам сводит к нулю вероятность комплектования гомогенных (в
плане обучаемости) классов в массовой общеобразовательной школе. Отсюда
следует, что обучение всех детей по унифицированньм программам и методикам не
может обеспечивать полноценное развитие каждому ребенку. Образовательная
система, предоставляющая всем одинаковые временные, содержательные и
процессуальные условия, кажется по замыслу справедливой и демократичной, но по
сути неизбежно приводит к ситуации, о которой писал П. П. Блонский:
"Развитые забивают неразвитых, учителю трудно работать в такой пестрой
группе, он невольно предъявляет к слабым более высокие требования. Неграмотные
привыкают в первые же дни в школе быть последними людьми своего коллектива.
Товарищи относятся к ним пренебрежительно. Мы считаем, что это очень вредно.
Поставив слабого в одни условия с сильным, значит создавать неравенство".