Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 09.12.2016, 00:01
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ   "СОШ в п. Михайлово"

Меню сайта
ЭльЖур
Электронный журнал
Электронный дневник
Вход
Эл. детский сад
Электронный
детский сад
Вход
Наш опрос
Самая активная категория участников на сайте:

Всего ответов: 7116
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сайты школ Гусевского района Калининградской области
Определи день недели
День
Месяц
Год
«Учителю физики и его ученикам»


Каталог файлов

Главная » Файлы » Рабочие программы » Истоки

Рабочая программа по Истокам. 5 класс.

[ Скачать с сервера (176.0Kb) ] 12.11.2013, 20:33
 Пояснительная записка
С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл пред¬назначен для основной школы (5-9-й классы) и по всем своим ха¬рактеристикам является преемником учебного курса «Истоки» начальной школы.
«Истоки. Семь чудес России» предназначены для 5-го класса. В рамках этого курса предполагается знакомство с семью яркими и самобытными памятниками или явлениями отечественной куль¬туры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников вмещает в себя определенную идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций и ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным, вневременным основам рос¬сийской цивилизации.
Главными целями курса в 5-м классе являются:
• дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятии, связанных с социокуль-турными истоками;
• приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, ду¬ховным) пластам выдающихся памятников - явлений оте¬чественной материальной, художественной и духовной куль¬туры;
• закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта мно¬гомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и, через этот опыт - ощущения укорененности в российской этнической и социо-культурной среде;
• развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыс¬лению истоков.
Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находит¬ся, одноименный рассказ, в котором повествовательно-описатель¬ное, информативное содержание сочетается с размышлениями, должными подвести ученика к осознанию социокультурных ис¬токов, устойчивых ценностей. Полученные таким образом наблю¬дения и выводы, а также понятия социокультурного ряда получа¬ют развитие в рассказах-спутниках, также содержащихся в каждом блоке-модуле (рубрика «Дополнение к теме»).
В курсе «Истоки. Семь чудес России» продолжает реализовы¬ваться принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу начальной шко¬лы. Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыс¬лены и прочувствованы в более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте.
Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Семь чудес России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духов¬ного переживания. Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение до¬полнительной литературы и т.д.
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).


Общие цели предмета:

1. Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
5. Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.

Как и ранее в курсе «Истоков», достигнуть поставленной цели учителю помогут активные формы обучения – социокультурные тренинги.
Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширишь социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию.
Основными видами тренингов в 5 классе являются:
1) ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия,
2) активный выбор,
3) мнемотехника,
4) ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов.
Системная работа, проводимая во 2, 3, 5 классе дает возможность пятиклассникам выйти на качественно иной уровень организации работы в группе.
Для того чтобы работа проходила успешно, учащиеся должны уметь:
- слушать друг друга;
- проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения;
- приходить к единому мнению;
- структурировать время, выделенное на выполнение задания;
- доказательно представлять результаты работы классу;
- делегировать полномочия лидера членам группы с целью самоутверждения каждого.

Учебно – тематический план

№ п/п Раздел Число часов
1 Вводный урок 1
2 Соха и топор 4
3 Крестьянские хоромы 4
4 Соловки 5
5 Храм Покрова на Нерли 5
6 Икона «Живоначальная Троица» 5
7 Московский Кремль 5
8 Летописи 4
9 Семь чудес России 1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 час)

Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.

Соха и топор (4 часа)

Основная идея: мудрая простота основных орудий труда рос¬сийской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к про¬веренным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.
Соха и топор как основные орудия труда российского крестья¬нина: их традиционное устройство, варианты конструкций, тру¬довые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой техно¬логии.
Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый пере¬чень престижных трудовых качеств человека: выносливость, на¬блюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производст¬венного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.
Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, муд¬рость, артель, община.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с дере¬вянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с бы¬линным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря при¬равнен к богатырскому подвигу.

Крестьянские хоромы (4 часа)

Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных пред¬ставлений о семье как важнейшей ценности человеческого бы¬тия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерар¬хический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.
Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение простран¬ства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.
Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распре¬деление обязанностей между поколениями, мужчинами и жен¬щинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и за¬щиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад с людьми и согласие с Богом.
Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.
Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цве¬тов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традицион¬ные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых обитателей.
Социокулътурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освящен¬ный мир, разумное домоустроительство.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для ко¬торой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной тради¬цией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходи¬мостью для большинства россиян в прошлом.

Соловки (5 часа)

Основная идея: созданный и обустроенный на далекой север¬ной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский мо¬настырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.
Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Пре¬подобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроении Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Обществен¬ное служение братии Соловецкого монастыря.
Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные сте¬ны, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское зна¬чение духовной, хозяйственной и экологической практики Соло¬вецкого монастыря.
Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения лю¬дей под воздействием соловецких святынь.
Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.
Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, пред¬лагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включав¬ших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пус¬тынниками, напоминавшими об особой важности освоения и пре¬ображения своего внутреннего мира.

Храм Покрова на Нерли (5 часа)

Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.
Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.)- древ¬нейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.
Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белока¬менные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.
Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступниче¬стве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.
Социокулътурный ряд: гармония, мир природный, мир руко¬творный. Покров.
Дополнение к теме предлагает расширить представление о гар¬монии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская бе¬реста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).

Икона «Живоначальная Троица» (5 часа)

Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения пре¬подобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской ико¬нописной традиции, указала на подобие земных идеалов согла¬сия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.
Иконопочитание в православной традиции. Правило иконопис¬ного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.
Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.
Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечно¬сти (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображе¬нии ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Свя¬той Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.
Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; в рассказе «Святой» повествуется о преподоб¬ном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уде¬лом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочести¬вых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.

Московский Кремль (5 часа)

Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовны¬ми идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству Рос¬сии.
Московский Кремль - символ Российского государства.
Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские баш¬ни, храм Архангела Михаила.
Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.
Кремль - центр государственности, резиденция главы государ¬ства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетель¬ствовать о достоинстве России. Исторические и современные го¬сударственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика рега¬лий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Оте¬чеством».
Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Ору¬жейная палата.
Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.
Дополнение к теме обогащает представления о государствен¬ности России через восприятие символики старинного российс¬кого герба, показывает подлинный смысл государственного слу¬жения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).

Летописи (4 часа)

Основная идея: древнерусская историческая и летописная ли¬тература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл про¬исходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых по¬колений.
Старинные летописи - наше национальное достояние.
Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхож¬дение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добро¬детель. Летописи общерусские и летописи местные.
Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесцен¬ные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.
«Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.
Социокулътурныи ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.
Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготе¬ния к познанию истории - через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством со¬хранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.
Семь чудес России (1 часа)
br>
Похожие материалы:
Категория: Истоки | Добавил: admin | Теги: календарно-тематическое планировани, рабочая программа по истокам, истоки.рабочая программа, 5 класс
Просмотров: 5112 | Загрузок: 998 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Site translation
Поиск по сайту
Погода
В стране
Последнее фото


Перейти к региональной горячей линии

Муниципальная горячая линия
Праздники России
Детские радости

Интернет урок

Протестировать скорость
Вашего Интернета















Новости   l   О школе  Учительская  l  Ученикам    Родителям   Фото  Видео Музей l  Комната отдыха  l   В  начало страницы

Понравилась страница? Добавь в закладки и поделитесь ею со своими друзьями!  Добавить закладку в ВКонтакте Добавить закладку в Мой Мир Добавить закладку в Twitter Добавить закладку в Facebook Добавить закладку в Livejournal Добавить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки

Михайловская школа. Сайт для учеников, родителей, учителей ©14 декабря 2010 года - 2016  
При полном или частичном использовании материалов сайта активная ссылка на http://mihailovoschool.ucoz.ru/ обязательна.