Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Меню сайта
ЭльЖур
Электронный журнал
Электронный дневник
Вход
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сайты школ Гусевского района Калининградской области
Умная продленка
«Учителю физики и его ученикам»


Дороги Гумбинненского округа

Дороги в Гумбинненском округе 
Если взять в руки самые первые карты деревеньки Гумбиннен, то можно заметить, что дорог на ней практически нет. В этом нет ничего удивительного, поскольку в те времена было очень много лесов, каждой весной реки сильно разливались, а дороги прокладывали вдоль рек, из-за чего половодья смывали и их, и мосты. По этой причине практически до 16-17ого века, особенно в восточной части Пруссии, были скорее не дороги, а как принято говорить, направления.

Когда на карте Европы появилось новое государство Пруссия, хоть и вассально зависимое, но всё же самостоятельное, принц Альбрехт стал расселять немцев по всей территории страны. Таким образом, немецкие семьи стали жить и на территории нынешнего Гусевского Муниципального района. Вместе с новыми поселениями стали возникать и дороги.


В книге Ловисса "Очерки о Восточной Пруссии" можно найти весьма интересную информацию о том, что в то время, когда рыцари Тефтонского ордена останавливались в Инстербурге, в этом замке  набиралась большая команда для выезда на двух-трёх месячную охоту в восточную часть Пруссии. Охотиться брали с собой по-настоящему огромный отряд, который шёл впереди охотничьей дружины, прокладывая дорогу и выстраивая мосты. Из-за половодья эти сооружения продерживались не более полугода.


В середине 16ого века были построены самые первые дороги с твердым покрытием. Тогда они проходили вдоль водных преград. Дорога из Инстербурга в Гумбиннен шла по тому месту, которое сейчас называют "старым Гусевским шоссе". Эта дорога хорошо известна автомобилистам, которые помнят, как в начале 90-х годов правительство решило взяться за ремонт моста через реку Ангреппу. Мост тогда  был перекрыт, из-за чего все водители поворачивали от поселка Фурманово на север, ехали через Приозёрное, через Кромы, оказывались в Черняховске, проезжали через Тимофеевку для того, чтобы добраться до Шпринте (один из пригородов Черняховска).




Сейчас эта дорога не совсем удобна, она имеет недостаточно твёрдое покрытие, но именно она существовала долгие годы и, кстати, очень долго ее называли "Наполеоновской". Дело в том, что в 1812ом году именно по ней двигались огромные французские войска (порядка трехсот тысяч). 


Эта дорога также очень интересна тем, что, проходя по северной части от Писсы и Анграппы, она практически не пересекала серьёзных водных преград, поэтому и функционировала в течение очень долгого времени. В Гумбиннене она проходила по улице Утегенова до Подгоровки и дальше, через небольшой мост шла в посёлок Амсхаген, который сейчас обозначен на картах как посёлок Дальний, относящийся к Нестеровскому району. После того, как в семидесятых годах мост был разрушен, дорога за Подгоровкой полностью утратила своё значение и стала полевой. Та трасса, по которой все ездят сегодня и которая проходит по проспекту Ленина, а далее через АЗС выходит на большую дорогу, появилась только в конце 19го века. До этого времени все путешественники, которые двигались, например, из России в Кёнигсберг и дальше в Европу, следовали по той самой "Наполеоновской дороге".


Стоит обратить внимание на то, что всем известная сегодня дорога появилась в середине 19ого века и изменялась, строилась вплоть до его конца.

О значении дорог можно судить по примеру поселка Лермонтово (ранее он назывался Иждаген (Бранден). Церковь в поселке была построена в 1747ом году. Раньше сразу же при образовании храма вокруг него формировался церковный приход, однако, в случае с данной кирхой  это правило было нарушено. Церковь очень долгое время была филиалом ближайшей Неменздорской (находившейся в нынешнем посёлке Маяковское) кирхи.
Только после того, как через Иждаген прошла федеральная трасса, посёлок стал самостоятельным и начал формироваться в качестве центра церковного прихода.

 Федеральная дорога же, входя в город, проходила по нынешнему проспекту Ленина. Разумеется, из города вели дороги не только с запада на восток, но ещё и с севера на юг. Дорога, выходившая из центра города и идущая на север, раньше называлась Тильзитештрассе (чуть позже она стала именоваться Бисмаркштрассе, сейчас же называется Московской улицей).

На юг шло две дороги. Одной из них была хорошая знакомая всем сегодня улица Победы (бывшая Даркеменштрассе) и ещё одна дорога, которая вела на Гольдап, нынешняя улица Железнодорожная.



Но эти дороги существовали далеко не всегда. Они появились после того, как Фридрих Вильгельм I назвал поселение Гумбиннен городом и прислал план его развития. Оказывается, до появления этого плана дорога на юг от Гумбиннена проходила не по всем знакомым сегодня местам, а намного восточнее: от начала улицы Утегенова, через посёлок Кулекельман (нынешний посёлок Липово), она продвигалась вдоль Роминты на юг). Долгое время эта дорога существовала, однако, чуть позднее была все же забыта. Король заботился о том, чтобы дороги проходили в посёлках, городах, строились мосты, не допускались сносы и половодья. И, надо сказать, ему это вполне удавалось. 

Со времён Фридриха Вильгельма I начала существовать практика организации дорог с твёрдым покрытием.  Разумеется, сначала стали покрывать дороги полевым камнем Фельштайн (Кофштайн), который не был ни полированным, ни колотым, зато был достаточно крупным и берег дорожное полотно, хоть не делая езду мягче и приятней. 


Вообще немцы всегда очень тщательно готовили основание для будущей дороги. Как правило, они делали высокие песчаные насыпи, поверх которых укладывали камень. Для того, чтобы эти дороги не расползались, вокруг них очень плотно сажались деревья.  Дороги были достаточно узкими, сейчас на них с большим трудом могут разъехаться две легковые машины, и то, если только до минимума сбавить скорость. С появлением автомобилей, с повышением скоростей их движения, люди стали расширять дороги.


Между тем, даже бытовало мнение о том, что скорость, большая 20 км/ч может привести к необратимым последствиям для коры головного мозга, из-за чего все очень боялись высоких скоростей. Естественно, дороги строились из рассчёта на то, что транспорт будет двигаться по ним с очень низкими скоростями.


В конце 19ого века люди на многих трассах в качестве покрытия стали использовать колотый камень. Ещё позже, в конце 19ого века и в начале 20ого века появился очень дешёвый контрибуционный камень из Дании, а потом из Норвегии и Швеции, им старались мостить все дороги. Сегодня, когда строители ремонтируют или разбирают старую немецкую трассу, они видят, что для подсыпки раньше использовали щебенку или колотый камень скандинавского происхождения.


В городе же по большей части были каменные дороги. Гужевой транспорт доставлял горожанам очень много беспокойства: металлические ободья колёс сильно грохотали по мостовой, людям было трудно уснуть и вообще отдыхать. Надо сказать, что из этой ситуации властям удалось найти  очень интересный выход. На улице Гольдапештрассе (нынешняя Железнодорожная) вдоль всей дороги выложили направляющие металлические полосы для движения колёс телег. На старых фотографиях можно увидеть эти полосы и зачастую их можно спутать с трамвайными путями, однако, это далеко не так:  в те времена в Гумбиннене не было подобного транспорта.




В советский период, сразу после войны, наряду с восстановлением жилья существовала проблема восстановления дорог. После больших боёв на них оставались большие воронки, из-за чего самые первые жители города выравнивали дороги, не имея при этом никаких навыков дорожного строительства и используя при этом подручный материал, засыпая с его помощью воронки на улицах битым кирпичом. Такие дороги достаточно хорошо использовались, правда, требовали периодического ремонта. Даже сейчас в некоторых местах можно встретить подобные воронки, засыпанные кирпичом.

После того, как в Гусеве начали функционировать асфальтобетонные заводы  ДРСУ и ДСПМК, которые в течение сравнительно небольшого периода времени покрыли плотным асфальтом все дороги города. Разумеется, было очень приятно ехать и гулять по свежему асфальту, правда, тротуары и дороги делались без надлежащей подготовки, из-за чего очень быстро приходили в негодность и требовали ремонта.

Если сегодня сравнивать дороги Гусева с дорогами соседнего города Черняховск, то можно с полной уверенностью сказать о том, что жители Гумбиннена более избалованы хорошими дорогами в центре города. В Черняховске дороги доставляют очень много беспокойств, хоть и обходятся его властям во много раз дешевле.

Совсем скоро закончится ремонт улицы Московской, в ходе работ над покрытием которой всей желающие могли увидеть, что только узкая полоска в центральной части до этого была покрыта хорошим, гранёным полированным гранитным камнем. У дороги была масса ям и различных дефектов, что свидетельствует о том, что ремонт проводился очень часто. Сейчас же на улице Московской устанавливают новые коммуникации, строят новое дорожное покрытие. Очень хочется верить в то, что у жителей нашего города наконец появится красивая улица с хорошими широкими тротуарами, с прекрасным дорожном покрытием, по которому водители смогут совершенно спокойно ездить, не  боясь попасть в канаву. К тому же, в проекте есть пункт, согласно которому все зеленые насаждения будут возвращены к краям дороги.

 Использованы материалы сайта  http://www.newgusev.ru




Авторизация
Поиск по сайту
Погода
В стране

Новости   l   О школе  Учительская  l  Ученикам    Родителям   Фото  Видео Музей l  Комната отдыха  l   В  начало страницы



МОУ "СОШ в п. Михайлово".  Сайт для учеников, родителей, учителей ©14 декабря 2010 года - 2024  
При полном или частичном использовании материалов сайта активная ссылка на //mihailovoschool.ucoz.ru/ обязательна.