КАК
НАПИСАТЬ ДОКЛАД
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся
работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный
доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад - вид самостоятельной научно
- исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой
проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные
взгляды на нее.
Этапы работы над докладом.
- Подбор и изучение основных источников по теме (как и при
написании реферата рекомендуется использовать не менее 8
- 10 источников).
- Составление библиографии.
- Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов
и обобщений.
- Разработка плана доклада.
- Написание.
- Публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является
научный, академический стиль.
Академический стиль - это совершенно особый способ подачи
текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных
и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
- предложения могут быть длинными и сложными;
- часто употребляются слова иностранного происхождения,
различные термины;
- употребляются вводные конструкции типа "по всей видимости”,
"на наш взгляд”;
- авторская позиция должна быть как можно менее выражена,
то есть должны отсутствовать местоимения "я”,
"моя (точка зрения)”;
- в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Как подготовить доклад по гуманитарным наукам - смотри памятку "Как написать реферат”.
Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным
дисциплинам имеет некоторые отличительные черты.
Общая структура такого доклада может быть следующей:
- Формулировка темы исследования (причем она должна быть
не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
- Актуальность исследования (чем интересно направление
исследований, в чем заключается его важность, какие ученые
работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось
недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта
тема).
- Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке
темы исследования и может уточнять ее).
- Задачи исследования (конкретизируют цель работы, "раскладывая”
ее на составляющие).
- Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных
результатах исследовательской работы. Формулируются в том
случае, если работа носит экспериментальный характер).
- Методика проведения исследования (подробное описание
всех действий, связанных с получением результатов).
- Результаты исследования. Краткое изложение новой информации,
которую получил исследователь в процессе наблюдения или
эксперимента. При изложении результатов желательно давать
четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно
привести основные количественные показатели и продемонстрировать
их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
- Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата.
- Титульный лист
- Оглавление (в нем последовательно указываются названия
пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается
каждый пункт).
- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается
выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются
цель и задачи доклада, дается характеристика используемой
литературы)
- Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает
исследуемый вопрос)
- Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод
по теме доклада)
- Список литературы. Правила составления списка используемой литературы смотри в памятке "Как написать реферат”.
Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.
- Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15
минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается
самое главное.
- В докладе должно быть кратко отражено основное содержание
всех глав и разделов исследовательской работы.
- Заучите значение всех терминов, которые употребляются
в докладе.
- Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.
- Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько
хорошо, насколько это возможно.
- Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию
и преподавателей.
- Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
- Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей
речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
- Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и
заранее сформулируйте ответы.
- Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный
доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.