![Грамота с трудом](/Image/Gramota_s_Trudom.jpg)
Обычные способы и методы обучения таких детей, пусть и повторенные многократно, не приносят заметных результатов. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты лишь умножают неудачи ребёнка, вызывают в нём неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом. Такой ребёнок нуждается в квалифицированной помощи учителя-логопеда, в специальных коррекционных заданиях, подобранных с учётом конкретных речевых нарушений.
Однако во многих случаях возможно предотвратить появление дисграфии и дислексии, если обратить внимание на развитие ребёнка ещё в дошкольном возрасте, когда закладываются и формируются все основные компоненты речи. Как известно, обучение письму связано с проговариванием. Дети усиленно проговаривают то, что пишут. Неполноценно произносимые звуки и слова трудно использовать в качестве посредника, поэтому ещё в дошкольном возрасте, к 5 – 6 годам, необходимо устранить все дефекты произношения. Анализ ошибок письма дисграфиков показал, что эти ошибки происходят главным образом за счёт того, что у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова. Что же такое фонематический слух? Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам слышать и различать звуки окружающего мира: шум листвы и дождя, летний гром, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой. Наконец, третий вид – это речевой слух, включающий в себя и фонематический слух. Можно обладать хорошим музыкальным и плохим речевым слухом. Именно последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, слова становятся неточными и расплывчатыми, обращенная речь воспринимается искаженно. Речевой слух позволяет запомнить те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от другого. Сравните, например, слова тень-день, почка-бочка, чашка - Сашка, лук-люк. Один, казалось бы, незначительный нюанс – глухой или звонкий, мягкий или твёрдый, шипящий или свистящий звук – и смысл слова меняется. Вот почему ребёнку с нарушением речевого слуха трудно научиться читать и писать, ведь необходимо правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой речи. В тетрадях детей появляются ошибки, связанные с заменами и смешениями звуков: втрук (вдруг), кот (год), ложадь (лошадь), миска (мишка), утитель (учитель), куриса (курица), родка (лодка). При затруднениях в звуковом и слоговом анализе слова, когда ребёнок не может сосчитать количество звуков в слове и определить их последовательность, появляются такие специфические ошибки, как пропуск, вставка, перестановка букв и слогов, грубое искажение слова: сбка (собака), шекола (школа), магазим (магазин), спуспуклись (спускались).
Помимо фонетической системы, в языке есть ещё лексическая (словарный запас) и грамматическая: правила словообразования, словоизменения – морфология и правила связи слов в предложениях – синтаксис. Как правило, дети с поздним развитием речи имеют недостаточный словарный запас и плохо овладевают грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно употреблять род и число, время, изменять слова по падежам, не улавливают категориальные различия частей речи.
Нарушения письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, помимо речевого развития, ряд важных неречевых функций, особенно двигательные функции руки и слухо-моторную координацию. Вот почему ребёнок, поступающий в школу, должен иметь высокий уровень развития мелкой моторики, хорошо ориентироваться во времени и пространстве, иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому и успешному их устранению, предупреждает отрицательное влияние на всё психическое развитие ребёнка. В трудных случаях детский психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для устранения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда, учителя и родителей.