Главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, формирование общеучебных умений и навыков
Основные задачи программы подготовки к школе:
-
Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии (методики М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой).
-
Обучение грамоте. Знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение. Составление схем. Чтение слов. Обучение элементам письма (методики Н.А.Зайцева, Л.А.Костаревой).
-
Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
-
Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Для этого используются лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной), а также различных лексических и грамматических упражнений, малых фольклорных форм (загадки, пословицы, поговорки и т.д.). (Методика О.А.Белобрыкиной.)
-
Развитие элементарных математических представлений (количественный и порядковый счет, соотношение предметов, цифры, состав числа, арифметические действия, временные характеристики и т.д.). (Методика Л.Г.Петерсон.)
-
Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Работа с ножницами, пластилином, обводка, штриховка, игры с карандашом, крупой, бусами, орехами, игры со счетными палочками и т.п. (методики Л.Савиной, А.Белой, В.Мирясовой).
-
Развитие изодеятельности. Рисование (красками, карандашами, мелками, свечой, газетой на мокрой бумаге и т.д.), конструирование, лепка, аппликация (ткань, бумага, с помощью различных круп), оригами.
-
Физическое развитие ребенка - пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности. С этой целью подобраны подвижные игры на ловкость, быстроту и командную слаженность, а также изобретательские и творческие игры, развивающие мышление, остроту внимания, память и сообразительность. Имитационные упражнения и оздоровительная гимнастика.
-
Сказкотерапия - введение ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории, удивительные и красивые. Сказки - это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это - возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.
-
Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Развитие воображения и творческих способностей (использование методик ТРИЗ - теории решения изобретательских задач, РТВ - развития творческого воображения).
Основными компонентами школьной зрелости являются:
- личностная готовность,
- интеллектуальная готовность,
- физическая готовность.
Личностная готовность
включает в себя: мотивацию к обучению,
умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность
адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность
поведения).
Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда
они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти
мимо его сознания, но то, о чем он догадался сам, его собственное
открытие, остается в памяти навсегда. Занятия должны
проводится в игровой, увлекательной форме с использованием
практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка
формируется познавательный интерес, желание учиться.
Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки.
Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у
ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не
бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое
дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях,
специальные приемы способствуют формированию у дошкольников
правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе,
помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.
Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле
непосредственные желания. Ребенку трудно привыкнуть к школьной
жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя
прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку,
чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время,
когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием
самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения
контролировать свое поведение.
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память,
мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы
одного психического процесса приводит к снижению уровня общего
интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения
знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если
дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в
планы наших занятий включены игры, развивающие произвольное
внимание, зрительную и слуховую память, опосредованное запоминание,
целостность восприятия, словесно-логическое и наглядно-образное
мышление, фантазию и воображение.
На занятиях у детей формируются элементы познавательной
деятельности: основные мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация), умение планировать,
осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к саморегуляции
поведения.
Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа
начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению
в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный
период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во
втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные
тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно
сложно. Поэтому важно научить ребенка плавному послоговому чтению
еще до поступления в школу.
Развитие речи и начальное обучение чтению на основе программы "От
звука к букве" Е.В.Колесниковой. Работа в индивидуальных тетрадях
помогает ребенку эффективнее усвоить учебный материал. Использование
игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих
заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры
речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.
Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем
и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так
как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений
пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг
на друга взаимное влияние.
Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также
графические задания, пальчиковые игры, физкультминутки подготовят
дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.