Главной целью программы подготовки к школе является всестороннее
развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления,
фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие
внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, формирование
общеучебных умений и навыков
Основные задачи программы подготовки к школе:
Развитие
высших психических функций и познавательных процессов: внимания,
восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения,
наблюдательности, сообразительности, фантазии (методики М.Ильиной,
Л.Парамоновой, Н.Головневой).
Обучение
грамоте. Знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение.
Составление схем. Чтение слов. Обучение элементам письма (методики
Н.А.Зайцева, Л.А.Костаревой).
Развитие
фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
Развитие
речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря,
формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи.
Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и
содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить
фразы, композиционно оформлять их содержание. Для этого используются
лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой
активности (диалогической, монологической, письменной), а также
различных лексических и грамматических упражнений, малых фольклорных
форм (загадки, пословицы, поговорки и т.д.). (Методика О.А.Белобрыкиной.)
Развитие
элементарных математических представлений (количественный и порядковый
счет, соотношение предметов, цифры, состав числа, арифметические
действия, временные характеристики и т.д.). (Методика Л.Г.Петерсон.)
Развитие
мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой
гимнастики. Работа с ножницами, пластилином, обводка, штриховка, игры с
карандашом, крупой, бусами, орехами, игры со счетными палочками и т.п.
(методики Л.Савиной, А.Белой, В.Мирясовой).
Развитие
изодеятельности. Рисование (красками, карандашами, мелками, свечой,
газетой на мокрой бумаге и т.д.), конструирование, лепка, аппликация
(ткань, бумага, с помощью различных круп), оригами.
Физическое развитие ребенка - пространственная координация движений,
телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности. С этой целью
подобраны подвижные игры на ловкость, быстроту и командную слаженность,
а также изобретательские и творческие игры, развивающие мышление,
остроту внимания, память и сообразительность. Имитационные упражнения и
оздоровительная гимнастика.
Сказкотерапия - введение ребенка с его любознательностью и фантазией в
окружающий мир через сказочные истории, удивительные и красивые. Сказки
- это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его
мыслительные способности. Это - возможность помочь маленькому человечку
адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке,
сталкивая героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок
смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и
чувство защищенности.
Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и
индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Развитие
воображения и творческих способностей (использование методик ТРИЗ -
теории решения изобретательских задач, РТВ - развития творческого
воображения).
Основными компонентами
школьной зрелости являются:
личностная готовность,
интеллектуальная готовность,
физическая готовность.
Личностная готовность включает в себя: мотивацию к обучению,
умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность
адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность
поведения).
Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда
они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти
мимо его сознания, но то, о чем он догадался сам, его собственное
открытие, остается в памяти навсегда. Занятия должны
проводится в игровой, увлекательной форме с использованием
практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка
формируется познавательный интерес, желание учиться.
Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки.
Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у
ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не
бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое
дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях,
специальные приемы способствуют формированию у дошкольников
правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе,
помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.
Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле
непосредственные желания. Ребенку трудно привыкнуть к школьной
жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя
прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку,
чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время,
когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием
самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения
контролировать свое поведение.
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память,
мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы
одного психического процесса приводит к снижению уровня общего
интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения
знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если
дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в
планы наших занятий включены игры, развивающие произвольное
внимание, зрительную и слуховую память, опосредованное запоминание,
целостность восприятия, словесно-логическое и наглядно-образное
мышление, фантазию и воображение.
На занятиях у детей формируются элементы познавательной
деятельности: основные мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация), умение планировать,
осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к саморегуляции
поведения.
Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа
начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению
в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный
период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во
втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные
тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно
сложно. Поэтому важно научить ребенка плавному послоговому чтению
еще до поступления в школу.
Развитие речи и начальное обучение чтению на основе программы "От
звука к букве" Е.В.Колесниковой. Работа в индивидуальных тетрадях
помогает ребенку эффективнее усвоить учебный материал. Использование
игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих
заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры
речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.
Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем
и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так
как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений
пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг
на друга взаимное влияние.
Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также
графические задания, пальчиковые игры, физкультминутки подготовят
дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.