Как сделать так, чтобы ваш ребенок не
отставал в учебе? Что здесь могут предпринять учителя, а что - родители? Каковы
основные принципы успешной учебы и что вообще считать таковой?
У любого
малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой
информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство -
тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность
ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.
В каждой возрастной группе ребенку хочется иметь
определенный уровень знаний и умений - и как раз с помощью своей
любознательности он этот уровень повышает. Поэтому опять же, отмахиваться от
детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и
тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое
время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно
если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не
относится) так и продолжают подавлять…
Уже к трем годам ребенок начинает понимать, что в
книжках есть не только картинки, но и еще что-то интересное - причем эта
информация скрыта за непонятными значками, которые взрослые называют буквами.
Малыш начинает этими буквами интересоваться - и здесь важно уловить меру его
заинтересованности: не давить его насильно дополнительной информацией,
заставляя сразу учиться читать, как только он спросил про одну из букв
"что это такое", а ответить только на поставленный вопрос, причем
вначале на один, потом на другой - так ребенок постепенно научится читать,
ведОмый именно своим активным желанием и интересом, а не произволом взрослых.
Когда ребенок ходит с мамой в магазин - он вполне может спросить, что это за
цифирки на бумажках возле товаров, как мама складывает цены, и постепенно можно
дать попробовать самому сосчитать стоимость, к примеру, тех двух конфет,
которые мама купит для ребенка. Можно также по дороге в садик и обратно считать
окна или колеса у машин - таким образом ребенок учится манипулировать цифрами.
Главное, чтобы это все тоже было не насильно, а в рамках естественного интереса
малыша. Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то
дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во
всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса
к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь
характер определенной игры.
Собственно, основной принцип успешной учебы был
сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо
учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно
превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашних заданий.
То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше
вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс,
связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе
можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель,
пенал или хотя бы ластик.
Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения
развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов -
причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний,
сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни. И
потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в
реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных
лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а
постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его
эти полезные знания получать. И когда ребенок (точнее, подросток) ощущает
необходимость каких-то знаний, к примеру, в своей будущей профессии - он совсем
по-другому начинает их ценить. Поэтому очень существенный шаг - создание
различных "веселых учебников" и как минимум задачников, содержащих
истории не о том, как поезд вышел из пункта А в пункт Б, а про более жизненные
примеры приложения полученных знаний.
Особенное воздействие такой "прикладной
подход" оказывает на тех учеников, которые бравируют тем, что, мол, эти
знания мне не нужны, потому что я буду совсем другим заниматься в жизни - и
бесполезно такому, извините, оболтусу объяснять, что во-первых, он сам еще
толком не знает, чем будет заниматься (потому что у него по всем предметам
кое-как), а во-вторых, те знания, которые он игнорирует, ему в его
декларируемой профессии будут нужны откровенно - только он сам пока еще этого
не понимает. И если педагогу удастся это наглядно доказать, не вступая в
бесполезный спор и не занимаясь авторитарным подавлением - то это будет лучший
аргумент, который может в какой-то степени пробудить подавленную
любознательность такого ученика хотя бы на уровне "спортивной
злости"… Один из примеров такого подхода приводит известная поэтесса Агния
Барто.
Авария
Вы летите в самолете,
Вы летите, вы поете…
С облаков спуститься в класс
Вдруг учитель просит вас.
Вы идете на сниженье,
Вы выходите к доске
И таблицу умноженья
Повторяете в тоске.
Но пилоту после качки
Нелегко решать задачки.
Покоритель облаков
На уроке бестолков.
- Не профессор я, а летчик,
мне задачи ни к чему!
Заведу в кабине счетчик,
Прикажу считать ему!
Вы стоите, вы молчите,
Вы воды набрали в рот…
Соглашается учитель:
- Ну прекрасно, ты - пилот.
От Москвы до Ленинграда
В два часа добраться надо.
В час бензина выгорать
Будет литров тридцать пять.
Рассчитай-ка, если так,
Сколько влить бензина в бак?
Все готово для расчета.
В руки мел пилоту дан,
Но у бедного пилота
В голове один туман.
Юный летчик еле дышит,
В тайну чисел он не вник…
И сейчас ему запишем
Мы аварию в дневник!
Третье условие успешного
обучения - так называемое "обучение с конечной стадии".
Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был
приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом
научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом - помешивать
в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом -
наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать… Во всех
случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы
получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты
своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки
из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или
ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы школьной программы,
которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу почувствовать
какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как показывает
практика, наиболее успешные результаты.
Четвертое условие успешной учебы - потребность
получать знания из разных источников. Ни один человек не может научить
другого чему-то большему, чем тому, что умеет сам. И если ребенок будет
ограничиваться в обучении только школьными знаниями - может, он и сможет
вызубрить их на пятерки, но полный объем знаний как набор представлений об
окружающем мире он вряд ли получит. И вряд ли его интеллект разовьется в
должной мере. Так что необходимо изначально настраивать ребенка на то, что
школьных знаний не всегда достаточно, и побуждать его получать информацию из
других источников. В общем-то, вначале это полностью забота родителей - это
потом ребенок будет сам ходить в театры и музеи, а вначале следует ходить
вместе с ним, причем не просто таскать его по залам или заставлять сидеть
смирно на спектакле, а разговаривать, обсуждать увиденное. И конечно, опять же
отвечать на вопросы!
Часто обращаются родители с жалобой, что у
ребенка "проблемы в учебе". Но эта жалоба фактически не
выражает ничего. Проблемы следует дифференцировать: ребенок вообще не хочет
учиться? Или не может запоминать какие-то конкретные вещи (скажем,
стихотворение наизусть)? Или никак не может освоить написание букв? Или что-то
еще? И к каждой проблеме сами родители могут подойти столь же индивидуально.
Если трудности с запоминанием фактических дат или стихов (из-за того, что у
ребенка память образная) - то может быть, на это стоит посмотреть сквозь пальцы
(как и на ту двойку, которую ребенок в результате принесет), а может быть,
попробовать разобрать вместе с ребенком пресловутое стихотворение на образы. Не
затвердить текст механически, а сперва пересказать прозой или даже нарисовать,
чтобы включить образную память. Единственное, что можно сказать наверняка -
если в таких вопросах прессинговать ребенка, то чем больше вы это делаете, тем
меньше он выучит и запомнит…
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно
обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить
наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее
лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а
родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Точно так
же и с другими проблемами - всегда можно найти или создать самому (поскольку
процесс обучения - всегда творческий) некую дидактически-тренинговую программу
для закрепления необходимых навыков в той форме, которая нужна именно вашему
ребенку. Если вам сложно будет сделать это самостоятельно - здесь вам может
помочь детский психолог.
В общем, важно отметить одно: ребенку в процессе
обучения в школе на самом деле нужны вовсе не фактически знания типа закона Ома
или правил орфографии, а именно умение эти знания применять, осмысливать,
строить на их основе логические умозаключения, развивать ассоциативное мышление
- в общем, формировать интеллект.
В результате, чем больше ребенок ищет знаний - не
формальных, ограниченных школьной программой, а именно базы для развития
собственной логики, - тем меньше он от получения новых знаний устает и тем
больше у него потребность в новой информации. И главное условие успешной
учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так
называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети
имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость
поддерживать, а не подавлять.