Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 01.05.2016, 06:09
Приветствую Вас Гость | RSS

СОШ в пос. Михайлово

Меню сайта
07 образование
Электронный журнал
Электронный дневник
Вход
Аверс
ИАС "Дополнительное
образование детей"
Вход
Эл. детский сад
Электронный
детский сад
Вход
Наш опрос
Самая активная категория участников на сайте:

Всего ответов: 6924
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Сайты школ Гусевского района Калининградской области
Определи день недели
День
Месяц
Год
«Учителю физики и его ученикам»


Витамины для школьника

Витамины для школьникаС наступлением учебного года наши маленькие граждане идут в школу. Родителям нужно знать, что это предполагает серьезное изменение режима дня ребенка, уровня его ответственности за поступки и характер физических и психических нагрузок. Это, по существу, является для него стрессовой ситуацией, которая в той или иной степени отражается на функционировании всех органов и систем. Даже несмотря на происходящую со временем адаптацию, эта ситуация сохраняется до самого выпуска из школы, а иногда, при намерении школьника поступить в вуз, только усугубляется. Для профилактики физиологических расстройств и укрепления адаптационных возможностей организма школьника многие специалисты рекомендуют прием поливитаминных комплексов.

Насколько важны витамины для школьника прямо сейчас, осенью? Особенно в условиях общепризнанного сезонного избытка витаминов в пище? Дополнительный прием витаминов связан со многими причинами. Во-первых, расчеты показывают, что даже самый сбалансированный и разнообразный пищевой рацион на 2500 килокалорий (что соответствует средним энергозатратам взрослого человека) по большинству витаминов дефицитен на 20–30 %. Так, по данным НИИ питания РАМН, у 80–90 % населения России, особенно у детей, обнаруживается дефицит витамина С, у 40–60 % снижены уровни витаминов А, В1, В2, В6, а у большинства выявлен дефицит минералов (железа, йода и др.). Сниженная обеспеченность витаминами у школьников наблюдается практически повсеместно. Обследования последних десяти лет, проводимые Украинской АМН, выявили в крови и моче у 20–90 % осмотренных детей дефицит аскорбиновой кислоты, витаминов А и Е — у 10–40 %, каротиноидов — у 85 %. Детей, обеспеченных всеми витаминами в достаточной мере, практически нет. А у большинства (до 70 %) наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов, т. е. полигиповитаминозные состояния. Таким образом, недостаточное потребление витаминов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье и развитие детей [2, 4].

Дефицит витаминов, особенно в условиях повышенных нагрузок учебного года (умственных и физических), приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Недостаточное поступление того или иного витамина с пищей ведет к развитию витаминной недостаточности (гиповитаминозу или авитаминозу) вследствие нарушения биохимических процессов, зависящих от данного витамина. Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов С, В1, В2, В12, А, Е; раздражительность и беспокойство — витаминов С, В1, В6, В12, РР и биотина, высокая восприимчивость к инфекциям — витаминов С и А, бессонница — витаминов В6 и РР. В большинстве случаев только обследование у врача может внести ясность в диагноз гиповитаминоза. Субнормальная обеспеченность витаминами создает базу для простудных заболеваний, ухудшения умственной деятельности (рассеянность, несобранность, уроки учатся долго и «со скрипом» и т. п.). Биоритмы организма с трудом перестраиваются на новый сезон.

Не надо забывать, что обмен веществ у детей более активный. Для подростков он определяется еще и возрастной гормональной перестройкой (11–15 лет). Поэтому физиологическая потребность в ряде витаминов у них больше, чем у взрослых. Упомянутые процессы не являются безболезненными и проявляются изменением поведения, лабильностью психики и — в большей или меньшей степени — выраженностью вегетативной дисфункции. Не стоит забывать и о том, что, к сожалению, современные дети и подростки все чаще проводят много времени перед компьютером или телевизором. Некоторые из них не едят свежих фруктов и овощей и в основном питаются продуктами быстрого приготовления и нерегулярно. Bсе это отражается на работе большинства внутренних органов и систем. Так, при избыточно углеводном питании значительно повышается потребность в витаминах B1, B6 и C. Повышенное количество белка требует большего поступления В2, В6 и В12, а его недостаток нарушает усвоение B2, C и PP.

Витамины — это низкомолекулярные органические соединения, которые не синтезируются организмом человека, но играют чрезвычайно важную роль в его жизнедеятельности. Их поступление с пищей является абсолютным условием здоровья и нормальной жизнедеятельности (табл. 1). Витамины традиционно подразделяют на два класса в зависимости от растворимости в жирах или воде. Свойство витаминов растворяться в разных средах — важный фактор их физиологического действия. Недостаток или избыток первых, в отличие от вторых, устраняется сложнее. Большинство первых содержится практически исключительно в животной пище. В настоящее время известно 13 незаменимых пищевых веществ, которые, безусловно, являются витаминами (табл. 2). Большинство известных витаминов представлено не одним, а несколькими соединениями (витамерами), обладающими сходной биологической активностью. Витамины имеют буквенные обозначения, а витамеры принято обозначать терминами их химической природы.

Таблица1 Суточная потребность в витаминах у разных возрастных групп детей и подростков

Категория

Возраст (годы)

А, МЕ

А, мкг

Е, мг

Д, МЕ

Д, мкг

К, мкг

С, мг

В1, мг

Дети 1–10 лет

6 и младше
7–10

1670
2335

500
700

7

400

2,5

20
30

45

0,9
1

Подростки-мальчики

11–14
15–18

3333

1000

10

400

2,5

45
65

50
60

1,3
1,5

Подростки-девочки

11–14
15–18

2667

800

8

400

2,5

45
55

50
60

1,1

Категория

Возраст (годы)

В2, мг

В5, мг

В6, мг

Вс, мг

В12, мкг

РР, мг

Н, мкг

Дети 1-10 лет

6 и младше
7–10

1,1
1,2

45

1,1
1,4

0,075
0,1

1
1,4

12; 7

25; 30

Подростки-мальчики

11–14
15–18

1,5
1,8

4–7

1,7
2

0,15
0,2

2

17; 20

30–100

Подростки-девочки

11–14
15–18

1,3

4–7

1,4
1,5

0,15
0,18

2

15

30–100


Таблица 2   Классификация, номенклатура витаминов и их специфические функции в организме человека

Витамин

Витамеры

Специфические функции

Водорастворимые

Витамин С

Аскорбиновая кислота, дегидроаскорбиновая кислота

Участвует в гидроксилировании пролина в процессе созревания коллагена

Тиамин
(витамин В1)

Тиамин

Кофермент ферментов углеводно-энергетического обмена

Рибофлавин
(витамин В2)

Рибофлавин

Образует простетические группы флавиновых оксидоредуктаз — ферментов энергетического, липидного, аминокислотного обмена

Пантотеновая кислота
(витамин В5)

Пантотеновая кислота

Участвует в процессах биосинтеза, окисления и других превращениях жирных кислот и стеринов (холестерина, стероидных гормонов), в процессах ацетилирования, синтезе ацетилхолина

Витамин В6

Пиридоксаль, пиридоксин, пиридоксамин

Кофермент большого числа ферментов азотистого обмена (трансами- наз, декарбоксилаз аминокислот) и ферментов, участвующих в обмене серосодержащих аминокислот, триптофана, синтезе гема

Витамин В12
(кобаламины)

Цианокобаламин, оксикобаламин

Участвует в синтезе метионина из гомоцистеина, в расщеплении жирных кислот и аминокислот с разветвленной цепью или нечетным числом атомов углерода

Ниацин
(витамин РР)

Никотиновая кислота, никотинамид

Первичный акцептор и донор электронов и протонов в окислительно-восстановительных реакциях, катализируемых различными дегидроге- назами

Фолат
(витамин Вс)

Фолиевая кислота, полиглютаматы фолиевой кислоты

Осуществляет перенос одноуглеродных фрагментов при биосинтезе пуриновых оснований, тимидина, метионина

Биотин
(витамин Н)

Биотин

Входит в состав карбоксилаз, осуществляющих начальный этап биосинтеза жирных кислот

Жирорастворимые

Витамин А

Ретинол, ретиналь, ретиноевая кислота, ретинола ацетат

Входит в состав зрительного пигмента родопсина, обеспечивающего восприятие света (превращение светового импульса в электрический); участвует в биосинтезе гликопротеидов

Витамин D (кальциферолы)

Эргокальциферол (витамин D2); холекальциферол (витамин D3)

Участвует в поддержании гомеостаза кальция в организме; усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике и его мобилизацию из скелета; влияет на дифференцировку клеток эпителиальной и костной ткани, кроветворной и иммунной систем

Витамин Е (токоферолы)

α, β, g-, d-токоферолы

Выполняет роль биологического антиоксиданта: инактивирует свободнорадикальные формы кислорода, защищает липиды биологических мембран от перекисного окисления

Витамин К

Филлохинон (витамин К1); менахиноны (витамины К2); 2-метил-1, 4- нафтохинон (менадион, витамин К3)

Усиливает синтез протромбина, а также некоторых белков, участвующих в процессе свертывания крови, и костного белка остеокальцина


Развитию сниженной обеспеченности витаминами, в том числе у школьников, в настоящее время способствуют:

  • широкое использование в питании рафинированных продуктов (лишенных витаминов в процессе производства: хлеба тонкого помола, сахара, растительного масла и др.);
  • потеря витаминов при длительном или неправильном хранении. Например, после 3-х дней хранения продуктов в холодильнике теряется около 30 % витамина С. При комнатной температуре этот показатель составляет около 50 %;
  • высушивание, заморозка, пастеризация и другие современные технологии существенно снижают содержание витаминов в исходных продуктах, даже в тех, которые традиционно считаются источниками витаминов. Применяемые в настоящее время методы культивирования овощей и фруктов привели к тому, что количество витаминов А, В1, В2 и С во многих овощных культурах сократилось на 30 %. Например, витамин Е почти полностью исчез из салата «латук», горошка, яблок и петрушки;
  • потеря витаминов при неправильной кулинарной обработке продуктов. Например, при термической обработке теряется от 25 % до 90–100 % витаминов. Кроме того, витамины разрушаются на свету (витамин В2 очень активно, а витамин А боится ультрафиолета);
  • тенденция к учащению в домашнем питании замены свежих продуктов консервами. Известно, что в среднем 9 месяцев в году европейцы употребляют в пищу овощи, выращенные в теплицах, или после длительного хранения. Такие продукты имеют значительно более низкий уровень содержания витаминов по сравнению с овощами из открытого грунта.

Организм человека не способен запасать витамины на длительное время. Они должны поступать регулярно, в полном наборе и в зависимости от физиологической потребности. Вместе с тем приспособительные возможности человеческого организма достаточно велики, и в течение определенного времени дефицит витаминов практически не проявляется. При этом расходуются витамины, депонированные в органах и тканях, а также включаются компенсаторные механизмы обменного характера. К сожалению, у детей и подростков эти механизмы еще не полностью развиты.

Современные условия диктуют необходимость дополнительной витаминизации для школьника. Одновременное поступление витаминов более физиологично, а их сочетание более эффективно по сравнению с раздельным или изолированным назначением каждого из них. Поэтому целесообразен прием поливитаминных комплексов. Современный поливитаминный комплекс содержит полный набор витаминов в количестве, сопоставимом с рекомендуемым возрастным суточным потреблением. Витамины, входящие в их состав, идентичны присутствующим в натуральных пищевых продуктах и по химической структуре, и по биологической активности. Посоветуйтесь с провизором в аптеке для более правильного подбора ребенку комплекса витаминов соответственно его возрасту.

Обследования показали, что у школьников, регулярно принимавших поливитаминные комплексы, содержание витаминов в плазме крови находится на оптимальном уровне. Прием поливитаминов снижает уровень заболеваемости и повышает работоспособность и сопротивляемость организма инфекциям, улучшает память и усвоение учебного материала [3–6].

Современная технология производства и постоянный контроль, осуществляемый фирмой-производителем и государственными органами надзора, гарантируют химическую чистоту препаратов и отсутствие в них вредных примесей (содержание основного вещества достигает 99 % и более). Поэтому прием препаратов во многих случаях оказывается более безопасным, чем использование природных пищевых продуктов, не лишенных различных добавок и аллергенов [6, 7].

Известно, что и существенный избыток некоторых витаминов является небезопасным для человека, вызывая состояния гипервитаминоза. Современные поливитаминные комплексы имеют в своем составе относительно низкие дозы витаминов, которые при правильном применении исключают развитие таких состояний. Профилактический прием поливитаминных препаратов существенно отличается от лечения гиповитаминозов, когда соответствующие витамины принимаются в дозах, в 3–5 раз превышающих физиологическую потребность организма. Эти действия проводятся только под наблюдением и согласно назначений врача, и именно к врачу и только к нему стоит обращаться в случаях, когда имеются подозрения или опасения такого рода.

Несомненно, обще оздоровительные мероприятия (пребывание на воздухе правильное составление распорядка дня школьника, лечение очагов хронической инфекции и др.) на фоне приема поливитаминных препаратов оказывают позитивное действие и не должны исключаться из комплекса профилактических мер.






Авторизация
Site translation
Поиск по сайту
Погода
В стране
Последнее фото


Перейти к региональной горячей линии

Муниципальная горячая линия
Праздники России
Детские радости

Интернет урок

Протестировать скорость
Вашего Интернета















Новости   l   О школе  Учительская  l  Ученикам    Родителям   Фото  Видео Музей l  Комната отдыха  l   В  начало страницы

Понравилась страница? Добавь в закладки и поделитесь ею со своими друзьями!  Добавить закладку в ВКонтакте Добавить закладку в Мой Мир Добавить закладку в Twitter Добавить закладку в Facebook Добавить закладку в Livejournal Добавить закладку в Google Добавить в Яндекс.Закладки

Михайловская школа. Сайт для учеников, родителей, учителей ©14 декабря 2010 года - 2016  
При полном или частичном использовании материалов сайта активная ссылка на http://mihailovoschool.ucoz.ru/ обязательна.