С 2005 года 4ноября в России отмечается
новый всенародный праздник – День единой России. Он учрежден в память о
событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством
Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских
интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного
времени в России в XVII веке.
Под Смутным временем, историки
подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году
царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился
первый из династии Романовых – государь Михаил Федотович.
Смутное
время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства,
вызванного перечислением царской династии Рюриковичей. Династический
кризис вскоре перерос в национально- государственный. Единое русское
государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместный
грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили
страну. Многим современникам Смуты казалось , что произошло
окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в
Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором
Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить
на русский престол католического королевича Владислава.
В
сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский
староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное
ополчение.
По призыву Минина горожане добровольно дали на сознания земского ополчение «третью деньгу».
По предложения Минина на пост главного воеводы был приглашен
30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Так во главе второго
земского ополчения встали два человека , избранные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени
войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч
казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из
крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579
году, Нижегородской земское ополчение сумело, 4 ноября 1612 года взять
штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор
1613года стал окончательной победой над Смутой , торжеством православия
и национального единства.
По указу царя Алексея Михайловича , правящего в 1645-1676 годах в
честь этого великого события был установлен праздник, ставший
православно - государственным праздником Московской Руси (отмечался до
1917 года.) В церковный календарь этот день вошел как Празднования
Казанской иконы Божией Матери в память избавление Москвы и России от
поляков в 1612 году.