Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Задания на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.
Приказ от 20.07.2022 г. г. Гусев №223 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, осваивающих программы начального общего, основного общего образования и среднего образования в общеобразовательных организациях Гусевского городского округа 2022-2023 учебном году.
Приказ от 23.09 2022 г. г. Гусев №292 "О внесении изменений в приказ Управления образования от 16.08.2022 г. №244 "О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютеров в 8 классах общеобразовательных организаций Гусевского городского округа в 2022-2023 учебном году"
ПРИКАЗ от 21 июля 2022 г.№ /143 п. Михайлово "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, осваивающих программы начального общего, основного общего образования в МОУ "СОШ в п. Михайлово " в 2022-2023 учебном году"
П Р И К А З от 30 сентября 2021 г. №_200_ п. Михайлово "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «СОШ в п. Михайлово» на 2021-2022 учебный год"
Приложение № 1 к приказу от 30 сентября 2021 года № 200 "План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, МОУ «СОШ в п. Михайлово» на 2021-2022 учебный год"
МОУ СОШ в п. Михайлово, 8 класс, Анализ ФГ 2022-2023 уч. год
Аналитический отчет по итогам проведения исследования по оценке ФГ 2022-2023 уч. год
Анализ результатов выполнения диагностической работы по функциональной грамотности (7 класс) 2021-2022 учебный год